Официальные заявления руководителей Пентагона и практические мероприятия по строительству военно-морских сил свидетельствуют о том, что их роль как одного из важнейших инструментов политики в агрессивных планах американского империализма все более возрастает.

Такой вывод вытекает и из доклада начальника штаба ВМС США адмирала Замволта в комиссии сената по делам вооружённых сил о состоянии и перспективах строительства военно-морских сил Соединённых Штатов в 1972/73 финансовом году. Некоторые выдержки из этого доклада публикуются ниже.

Из заявления Замволта следует, что командование ВМС США основное внимание при дальнейшем развитии своего флота намерено обратить на строительство наступательных сил, на оснащение их современным оружием и боевой техникой.

С наступлением равновесия в области ядерного оружия наши вооружённые силы общего назначения и союзных нам государств приобретают все большее значение в качестве фактора устрашения на случай обострения обстановки, в которой мы одни или вместе с этими странами можем оказаться в 70-е годы. Основной критерий эффективности таких сил — это мобильность и готовность к гибкому реагированию. В некоторых ситуациях ВМС, включая десантные корабли и суда с морской пехотой на борту, могут стать единственной силой, способной быстро и эффективно решать задачи независимо от наличия передовых баз, возможности использовать воздушное пространство или аэродромы третьих стран или от других предпосылок, которые обусловливаются соглашениями с отдельными странами. Военно-морские силы, способные обеспечить господство на море, — это основа успеха нашей стратегии.

До сих пор я говорил о традиционных задачах ВМС, но теперь все более вырисовывается их новая роль.

В ближайшие десятилетия море, несомненно, станет главным путём перевозки грузов. Теперь нам стало совершенно ясно, что в 1985 году мы будем вынуждены ввозить, по-видимому, не менее половины необходимой нам нефти. На судах ежедневно её будет доставляться около 1,7 млн. т. Для этого потребуется несколько сотен, а может быть и более тысячи танкеров водоизмещением не менее 70 тыс. т каждый. Для обеспечения их защиты необходим сильный военный флот.

Несмотря на это, Соединённые Штаты в последние годы непрерывно сокращали свои ВМС. По сравнению с бюджетом ВМС на 1966/67 финансовый год их текущий бюджет показывает уменьшение расходов по всем статьям, кроме ассигнований на строительство атомных подводных лодок. Что касается фактического состава ВМС, то находящийся на рассмотрении комиссии сената по делам вооружённых сил бюджет также отражает его уменьшение по сравнению с 1965 годом по кораблям на 37%, по самолётам на 18% и по личному составу на 10%. В бюджете нет существенного сокращения расходов лишь по одной статье — содержание гражданских служащих, а факты свидетельствуют о непомерно раздутых штатах обеспечивающего и управленческого аппаратов. Именно по этой статье мы должны сократить расходы в текущем и в будущем финансовых годах, и поэтому я прошу комиссию правильно понять нас в тех случаях, когда мы находим нужным уменьшить численность гражданских служащих.

Я понимаю, что, сравнивая военно-морские флоты разных стран главным образом по количеству кораблей, оружия и самолётов, мы получаем не совсем точную оценку их мощи. Следует учитывать, что ВМС США приобрели боевой опыт во второй мировой войне и в почти непрерывных оперативных действиях после её окончания. В процессе строительства ВМС мы имеем возможность (как, впрочем, и необходимость) предпринять меры для их усиления. Осуществляемые нами программы, многие из которых отражены в бюджете на 1972/73 финансовый год, в большинстве своём преследуют именно эту цель.

Я должен доложить, что наш эксперимент по использованию ударного авианосца «Саратога» во время недавнего пребывания его на Средиземном море в многоцелевом варианте (в состав авиакрыла, помимо ударной авиации, была введена группа противолодочных самолётов и вертолётов) закончился успешно. Аналогичные изменения в составе авиакрыльев мы намерены произвести и на других ударных авианосцах.

Две авиаэскадрильи морской пехоты находятся на ударных авианосцах на Атлантике и на Тихом океане. Они, следовательно, являются дополнительным контингентом сил, развёрнутых в мирное время. Однако в зависимости от обстановки их будут иногда возвращать на наземные базы для оказания поддержки дивизиям морской пехоты. Разумеется, самолётов на авианосцах при такой ситуации окажется меньше, чем положено.

В 1971 году я докладывал комиссии о совместной с министерством торгового флота программе изучения возможностей использования торговых судов для материально-технического обеспечения боевых кораблей в море и быстрой их мобилизации в военное время. Это поможет сократить ассигнования на строительство судов снабжения. В ближайшие два месяца мы проведём серию испытаний на Атлантике и на Средиземном море, в ходе которых для пополнения запасов топлива военных кораблей будут использоваться обычные танкеры коммерческого флота.

Завоевание и удержание господства в Мировом океане возложено главным образом на ВМС США, поскольку наши союзники несут основное бремя по содержанию сил наземного базирования.

Я уже отмечал, что сокращение расходов на содержание наших береговых учреждений не идёт в сравнение с уменьшением ассигнований на содержание ВМС. Тем не менее сокращение расходов в этих учреждениях, объединение некоторых их функций, а также ликвидация отдельных береговых учреждений — это единственная надежда на возможность получения существенной дополнительной экономии средств.

Каждый военнослужащий, продливший срок службы по контракту, помогает нам значительно сокращать расходы на боевую подготовку. Процент лиц, завербовавшихся на второй срок службы, вырос с менее чем 10 в 1970/71 финансовом году примерно до 17 в 1971/72. Этот показатель на первые пять месяцев 1972/73 финансового года ещё более обнадёживающий и составляет в среднем около 20% Необходимо, однако, отметить, что процент некоторых категорий военнослужащих, остающихся на второй срок службы, по-прежнему очень низок (менее 10), что намного меньше намеченного нами (31%). Процент младших офицеров, согласившихся на продление срока службы в авиации ВМС и подводных силах, возрос, а офицеров надводных кораблей снизился, так как в результате сильного переутомления и чрезмерно частых переводов с одного морского театра на другой они покидают флот во все возрастающем количестве.

Практика показывает, что приписка кораблей к военно-морским базам на заморских ТВД способствует при небольших расходах расширению присутствия там наших сил и облегчает наращивание их в случае обострения обстановки. Это позволяет также увеличить время нахождения кораблей в базах нашего континента и в передовых заморских базах, что даёт возможность продлевать время пребывания моряков с семьями и, как показывает опыт, способствует увеличению числа желающих остаться служить на более длительный срок. Мы уже приписали к одной из баз Японии соединение эскадренных миноносцев, а на Филиппинах — штаб дивизии авианосцев. Мне хотелось бы подчеркнуть, что такая практика приписки кораблей находится в полном соответствии с доктриной Никсона. Материально-техническое обеспечение кораблей в таких случаях обходится дешевле, а семьи военнослужащих живут главным образом «на сэкономленные средства».

Мы продолжаем разрабатывать систему «Кэмптор», предназначенную для стрельбы торпедами МК46 по подводным лодкам противника из устройств, установленных под водой на якорях.

Успешно идёт разработка противокорабельной крылатой ракеты , которая будет применяться как с кораблей, так и с самолётов.

Ракету ISSM класса «корабль—корабль» намечается использовать до принятия на вооружение ракеты «Гарпун». В настоящее время ВМС располагают модификацией ракеты ISSM с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения. В этом году мы вооружаем сторожевые корабли и сторожевые катера управляемой ракетой , которой можно поражать как воздушные, так и подводные цели.

Разработка ракеты «Кондор» класса «воздух—земля», предназначенной для поражения сильно обороняемых целей, идёт по графику.

Принятая в конце прошлого года на вооружение эскадренных миноносцев противолодочная вертолётная система увеличит возможность этих кораблей по борьбе с подводными лодками противника.

Я должен отметить значительный прогресс в области ПРО кораблей. Мы ускорили вооружение кораблей артиллерийской системой «Вулкан — Фаланкс». ВМС располагают готовыми или находящимися в производстве 80 комплектами ракетной системы «Basic Point Missile Defense».

В течение 1972/73 финансового года их установят на 30 кораблях. Испытаны в действии против боевых ракет и готовы для использования инфракрасные ложные цели. Успешно продолжается их дальнейшее совершенствование.

Как вам известно, стоимость некоторых важных видов вооружения возросла. Наряду со снижением уровня правительственных закупок и расширением общих расходов это привело к росту ассигнований по уже заключённым и новым контрактам. Вследствие этого ВМС все ещё испытывают большие ограничения в возможности закупать новые корабли и самолёты, необходимые для выполнения поставленных им задач.

ВМС могут оказаться вынужденными или оплачивать заказы по более высоким, чем предполагали, ценам, или отказаться от приобретения весьма необходимых кораблей и самолётов.

Мы ведём широкие научные исследования и разработки, а также приобретаем новые корабли и самолёты. Однако в ближайшие несколько лет наши ВМС будут располагать меньшим количеством кораблей и самолётов, чем в настоящее время. Средний возраст самолётов авиации ВМС возрастает, а кораблей — остаётся не удовлетворяющим нас.

Мы стремимся также выработать сбалансированную программу, в соответствии с которой будем приобретать для флота, с одной стороны, большое количество недорогостоящих сторожевых кораблей, сторожевых кораблей УРО на подводных крыльях и так называемых авианесущих кораблей, а с другой стороны, более дорогие корабли и системы, такие, как атомный авианосец CVN70, эскадренные миноносцы типа DD963, атомные торпедные подводные лодки типа SSN688 и самолёты F-14.

Предлагаемый нами бюджет ВМС на 1972/73 финансовый год превышает 23 млрд. долларов. Испрашивая такую сумму, мы заботимся главным образом о будущем военно-морских сил.

299 млн. долларов запрашивается на оборудование (требующее длительного изготовления) для атомного многоцелевого авианосца CVN70. Этот корабль будет в состоянии решать весьма важные задачи. Он явится важнейшим составным элементом нашей морской тактической авиации, неотъемлемой частью сил, предназначенных для защиты морских коммуникаций, будет во многих случаях — в таких, например, как это было в начале войны во Вьетнаме — единственно возможным средством оказания поддержки с воздуха нашим союзникам. Кроме того, авианосец поможет нам обеспечить там, где это необходимо, присутствие наших сил в мирное время. Поскольку численность наших наземных сил на заморских ТВД сокращается, мы должны создать возможность для демонстрации своей мощи иным путём.

Расходы на строительство атомного ударного авианосца я считаю важнейшей статьёй бюджета. Отказаться от строительства этого корабля означает лишиться возможности обеспечить превосходство наших военно-морских сил в Мировом океане в конце 70-х и в 80-е годы.

Мы можем сохранить превосходство над военно-морским флотом вероятного противника за счёт наших атомных ракетных подводных лодок, но только при условии, если будем продолжать совершенствовать их, как мы делали это раньше. В прошлом году мы осуществляли программу именно в этом направлении — усиленно разрабатывали подводную ракетно-ядерную систему «Улмс».

Программа создания этой стратегической подводной ракетной системы выполняется поэтапно: на первом этапе мы создадим ракету, которой можно вооружить существующие ракетные подводные лодки и корабли этого подкласса, которые будут построены в конце 70-х годов; на втором этапе намечено разработать весьма эффективную ракету «Улмс» для оснащения ею подводных лодок, которые начнут вступать в строй в начале 80-х годов. Ракета «Улмс» первой модификации будет обладать большой дальностью действия. Более крупная ракета «Улмс» второй модификации должна иметь ещё более высокие характеристики. Такие ракеты будут выстреливаться из пусковых шахт больших размеров, которые предусматривается оборудовать на новых подводных лодках.

Ракета «Улмс» первой модификации разрабатывается ускоренными темпами с расчётом, чтобы уже в 1977—1978 годах ею можно было вооружить подводные лодки—носители ракет . Программа постройки сторожевых кораблей отражает наше стремление увеличить эскортные силы и заменить ими устаревшие эскадренные миноносцы, построенные в годы второй мировой войны, поскольку все возможности модернизации этих кораблей и совершенствования их оружия уже исчерпаны.

Новые сторожевые корабли будут выполнять важные задачи как на Атлантике, так и на Тихом океане. Основная из них — защита морских коммуникаций, по которым доставляются в США важнейшие виды сырья и другие товары. Испрашиваемая нами сумма — 191,5 млн. долларов — достаточна для проектирования и постройки головного корабля. Контракт на его строительство предполагается заключить в начале 1972/73 финансового года. Намечено построить 50 таких кораблей, разместив заказ по меньшей мере на трёх судостроительных верфи.

Мы сознательно исключаем из задач этих сторожевых кораблей обстрел побережья противника и противолодочную оборону авианосных ударных соединений; мы пошли на это из-за необходимости снизить стоимость постройки кораблей.

В настоящее время разрабатывается концепция использования авианесущих кораблей SCS; начато их предварительное проектирование. На разработку проекта в 1972/73 финансовом году запрашивается 10 млн. долларов. Финансирование постройки первых кораблей планируется на 1973/74, а введение их в строй — на 1977/78 финансовый год. Как нам теперь представляется, водоизмещение авианесущего корабля составит около 15 000 т, он будет принимать на борт до 17 самолётов и вертолётов. Мы планируем закупить первоначально восемь таких кораблей. Предназначаются они в основном для защиты судов, доставляющих важнейшие товары в США, а также судов, осуществляющих пополнение запасов кораблей в море, для обороны групп десантных кораблей и оперативных групп кораблей, не имеющих в своём составе авианосцев.

Разработка палубного истребителя F-14 идёт ускоренными темпами. Он будет вооружён ракетами . Некоторые специалисты доказывали, что проектные характеристики самолёта F-14 нереальны. Однако имеющиеся данные уже подтвердили, что эти характеристики не только достигнуты, но и превышены. В настоящее время успешно испытываются девять самолётов F-14A. Первые стрельбы ракетами «Феникс» с самолёта F-14 намечено провести в ближайшие годы.

ВМС уже оплатили стоимость строительства 12 опытных самолётов F-14. Имеются ассигнования на производство первых 74 самолётов для оснащения эскадрильи, где проходят переподготовку лётчики, и первых эскадрилий, предназначенных для действующей авиации ВМС. По бюджету на 1972/73 финансовый год мы просим выделить средства на закупку ещё 48 самолётов F-14A.

Суда на воздушной подушке внесут коренные изменения во взгляды на ведение войны на море. Мы просим ассигновать в 1972/73 финансовом году средства на детальное проектирование и строительство прототипов таких больших судов.

Программа разработки совместно с другими странами судов на воздушной подушке позволяет создать сравнительно недорогой корабль, способный быстро доставлять в стеснённые в навигационном отношении районы противокорабельные крылатые ракеты и применять их. ВМС США сейчас просят выделить средства на закупку двух таких кораблей.

Доктрина, провозглашённая министром обороны США, не оставляет сомнений в том, что военно-морские силы, являясь важнейшим элементом вооружённых сил общего назначения, потребуются нам в случае непредвиденных осложнений международной обстановки в ближайшее десятилетие. В некоторых районах земного шара (с учётом их географического положения и политической обстановки) ВМС могут оказаться единственной силой, способной защитить интересы нашей страны.

Добавить комментарий