После второй мировой войны приняли обширную программу оказания военной «помощи» иностранным государствам, которая явилась составной частью общего агрессивного внешнеполитического курса США, направленного на борьбу против стран социализма, мирового демократического и национально-освободительного движения. Эта программа с самого начала её существования служила и продолжает служить интересам создания и укрепления не только позиций американского империализма, но и всей мировой капиталистической системы.

В соответствии с указанной программой военную «помощь» США предоставляли прежде всего странам так называемой «передовой обороны», которые расположены по соседству с социалистическими государствами. Она шла в виде «даров» (на так называемой безвозмездной основе), кредитов и прямых продаж вооружения. В последние годы стала возрастать доля продаж, и в настоящее время она достигла огромных масштабов. Появились и другие экспортёры вооружения из числа европейских стран — участниц агрессивного блока , которые активно включились в гонку вооружений.

Публикуемая ниже в сокращённом переводе статья американского обозревателя по торгово-экономическим вопросам даёт некоторое представление о масштабах деятельности современных экспортёров оружия и боевой техники. В статье говорится об увеличении объёма торговли оружием со странами, освободившимися от колониальной зависимости. Это является одной из форм неоколониализма, средством политического, экономического и военного закабаления этих стран.

Новые «торговцы смертью»

Торговля оружием во всех её аспектах стала самым весомым и самым важным средством международного влияния и дипломатии. Вот некоторые данные, полученные в процессе работы, проведённой по заданию Генерального секретаря ООН: если 10 лет назад в мире ежегодные военные расходы составляли 120 млрд. долларов (150 млрд. долларов в ценах 1970 года), то после 1970 года они превысили 200 млрд. долларов.

В дальнейшем, говорится в докладе ООН об «Экономических и социальных последствиях гонки вооружений и военных расходов», даже если ежегодные военные расходы не будут больше нынешних (7—9% мирового валового производства), «к 1980 году они вполне могут достигнуть уровня 300—350 млрд. долларов (в ценах 1970 года), а общая сумма расходов за нынешнее десятилетие составит примерно 2650 млрд. долларов…». Естественно, все это произойдёт за счёт уменьшения средств на образование, здравоохранение, защиту окружающей среды и другие социально-экономические нужды.

Стокгольмский международный институт по исследованию проблем мира опубликовал книгу «Торговля оружием с развивающимися странами», в которой анализируются поставки оружия в развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.

Главными странами—поставщиками оружия в эти страны являются США, и . Экспортёрами оружия также являются , , , , , Швеция, Швейцария, Австрия, Австралия.

В третью группу государств, которые располагают достаточными мощностями по производству оружия, входят , Аргентина, Бразилия, Индонезия, , Португалия, ЮАР и . Эти страны могут стать в следующем десятилетии крупными экспортёрами оружия.

Существует также четвёртая категория стран, у которых возможности в производстве оружия невелики или совсем отсутствуют. Они экспортируют излишки оружия, ввезённого в своё время. Одной из таких стран является Южный Вьетнам.

Некоторые страны из второй группы крупных экспортёров, когда-то полностью зависевшие от великих держав в снабжении оружием, теперь продают им новые и усовершенствованные старые системы. Например, по заявлению сотрудника Лондонского института стратегических исследований, «Израиль начал продавать военную электронную продукцию Соединённым Штатам (своему крупнейшему и главному поставщику), в частности системы кодирования и связи». Израиль также производит и экспортирует многоцелевые самолёты и с расчётом на экспорт начал выпуск нового автоматического оружия SKS, которым будет заменён известный пистолет-пулемёт «Узи», уже проданный ряду азиатских, африканских и европейских государств.

По мере того как во всем мире развивается технология производства оружия, увеличивается количество соглашений о лицензиях, совместном производстве и сотрудничестве.

Многие западноевропейские фирмы, особенно в Бельгии, ФРГ, Италии, Дании и нейтральной Австрии, надеются на затяжку войны во Вьетнаме. Они опасаются, что с установлением мира в Юго-Восточной Азии прекратятся американские военные закупки.

Япония все ещё связана законами, запрещающими экспорт «боевого оружия» в страны, ведущие войну. Но как и в Европе, американские «специальные закупки» для войны в Юго-Восточной Азии помогли японским военным и связанным с ними отраслям промышленности оправиться от последствий второй мировой войны.

Результатом выгодной торговли оружием является движение специалистов в области производства оружия из одной страны в другую. Делались попытки помешать переселению военных специалистов: устанавливался контроль над утечкой информации в США по закону Бэттла от 1951 года, проводился террор со стороны израильской секретной службы с целью отпугнуть немецких специалистов по ракетной технике от работы в Египте.
Тем не менее китайские учёные-атомщики, получившие образование в США, способствовали созданию в Китае ядерного оружия. Немецкие специалисты в области авиации и ракетостроения были зачинателями американской и французской космических программ. Английские учёные и инженеры помогли Австралии наладить производство военных ракет.

Транснациональная технология производства оружия может обогащаться и за счёт обмена. Французские специалисты оказали помощь Израилю в разработках и выпуске ракетных систем и средств, необходимых для производства ядерного оружия. В свою очередь израильские исследования в этих областях помогли Франции в выпуске самолётов и другого вооружения. В настоящее время Израиль экспортирует ракеты «Габриэль», в разработке которых оказала помощь французская фирма «Марсель Дассо».

Следствием торгового бума в области оружия было также появление военных правительств в различных странах мира, например в Греции, Иране, Пакистане, на Тайване и в некоторых странах Латинской Америки. Военные, получающие поставки из Соединённых Штатов, укрепили политическую власть в этих странах и установили свою диктатуру.

В докладах ООН, Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира и Лондонского института стратегических исследований приводятся вызывающие беспокойство факты. В частности, указывается, что наряду с ростом военных расходов увеличивается и численность регулярных вооружённых сил.

США — главный поставщик оружия

«Соединённые Штаты, — говорится в докладе Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, — являются крупнейшим в мире поставщиком военной техники; на долю США приходится около половины мировой торговли оружием».

По данным Лондонского института стратегических исследований, 70% американского экспорта оружия осуществляется непосредственно государственными органами США. Остальные поставки идут на основе сделок частных промышленных фирм (с одобрения правительства).

За период с 1960 года по настоящее время американская военная помощь, экспорт и все другие виды поставок оружия составили астрономическую цифру — около 70 млрд. долларов.

Соединённые Штаты в ответ на запрос, разосланный ООН всем странам мира относительно военного экспорта в прошлом десятилетии, сообщили, что в индустриальные страны Европы и Дальнего Востока пошло менее 5% всей продукции американского военного производства. Остальная продукция направлялась в развивающиеся страны, особенно в Израиль, который только в этом году получит на благоприятных кредитных условиях продукцию на 500 млн. долларов из общего объёма сделок в 700 млн. долларов.

До того как США приняли на себя от Франции в 1967—1968 годах роль главного поставщика оружия Израилю, они посылали относительно мало оружия в страны, прямо вовлечённые в арабско-израильский конфликт. Большая часть его направлялась в «передовые районы обороны» для борьбы против коммунизма.

Так, в период с 1950 по 1968 год основными странами, получающими американскую военную помощь (не включая покупки оружия), были Франция (4,1 млрд. долларов), Турция (2,6 млрд.), Южная Корея (2,5 млрд.), Тайвань (2,4 млрд.), Бельгия (1,2 млрд.), Италия (1,2 млрд.) и Великобритания (1 млрд. долларов).

Ещё 9,7 млрд. долларов (помимо расходов на войну во Вьетнаме) были поделены среди стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Латинская Америка получила 687 млн. долларов. 218 млн. долларов пошли в Африку, из них более половины в Эфиопию — главным образом из-за находящейся там американской базы радиотехнической разведки в Кэгнью, в Эритрее.

В 1961 году, когда министром обороны стал Макнамара, Вашингтон начал отказываться от политики безвозмездной передачи оружия в порядке помощи и перешёл к осуществлению обширной программы продажи оружия.

С целью продажи оружия из собственных запасов США предпочитают вести межправительственные переговоры. Для продажи используются имеющиеся образцы вооружения и боевой техники или при необходимости делаются заказы армии, ВМС и ВВС. Обычно это обходится покупателю дешевле, чем проведение сделки по коммерческим каналам.- Если нужно, вместе с оружием может предоставляться техническая помощь. В этом случае Пентагону легче следить, куда идёт оружие и как оно используется.

Однако, как отмечает Дж. Тейер в книге «Военный бизнес», крупный частный торговец или маклер в случае отказа ему со стороны государственного департамента в лицензии на сделку имеет право обратиться к центральному разведывательному управлению (ЦРУ), управлению международного развития (УМР) или другому ведомству, чтобы найти возможность обойти эмбарго и контроль. ЦРУ и УМР поддерживают различные операции против повстанцев и по «обеспечению безопасности» государственных режимов других стран. С УМР также консультируются «по общей политической, военной и экономической обстановке в стране, если речь идёт о кредите или даже расчётах наличными». Когда сделка связана с кредитами, экспортом оружия занимается министерство финансов.

Важную роль играет консультативный совет оборонной промышленности, возглавляемый помощником министра обороны Б. Шиллито. Задача совета — обеспечить связь между органами торговли и американскими военно-промышленными фирмами, а также крупными американскими банками, финансирующими сделки по продаже оружия.

В настоящее время государственный департамент проявляет большую активность в экспорте оружия, чем прежде, особенно группа по делам военной помощи и торговли, которая входит в состав бюро по военно-политическим делам, возглавляемое Р. Спирсом.

В этом бюро много и других групп, занимающихся вопросами поставок оружия: группы операций по обеспечению международной безопасности, политики и планирования в вопросах международной безопасности, продажи в рамках военной помощи и другие.

Министерство торговли делает все возможное для увеличения продажи оружия другим странам, так как это помогает уравновесить американский платёжный баланс. Иногда экспорт американского оружия может косвенным образом стимулировать исследования и разработки в области вооружения в США и даже продажу военной продукции этих стран Соединённым Штатам.

Показателен пример Израиля. С 1967 года Израиль делал обычно закупки американской военной техники на 300—400 млн. долларов больше, чем сумма ежегодного кредита (500 млн. долларов). Но в дополнение к военному кредиту Израиль имеет почти миллиард долларов ежегодного дохода от американских «пожертвований» и продажи израильских государственных облигаций.

В январе 1972 года из американских источников стало известно относительно соглашений о лицензиях, дающих Израилю возможность делать собственные реактивные двигатели J79 для самолётов .

В 1970 году собственный экспорт оружия (от пистолета-пулемёта «Узи» до ракеты «Габриэль») дал Израилю свыше 70 млн. долларов. Американское федеральное авиационное управление одобрило целесообразность покупки израильских многоцелевых самолётов «Арава», и за первые три месяца 1972 года Израиль экспортировал в Соединённые Штаты 36 таких машин. Израильская система связи «Тадиран» уже закуплена США.

В настоящее время министерство обороны США изучает патент израильского инженера на создание усилителя гамма-излучений, оружия, которое, по словам создателя, «является главным образом оружием мелких диверсионных групп, забрасываемых в глубь территории противника».

С 1967 года крупные американские военные фирмы начали вкладывать средства в израильскую военную промышленность. Так, например, фирма «Норт Америкэн Рокуэлл» вложила большие средства в авиационную радиоэлектронную промышленность в Израиле.

Рост экспорта оружия из Европы

За последние два десятилетия значительно увеличился экспорт оружия из стран Западной Европы.

В настоящее время ведущее место после США в качестве экспортёров оружия заняли западноевропейские промышленники. Этому способствовал рост числа соглашений о выдаче лицензий американскими фирмами западноевропейским странам, деятельность по совместному производству вооружения, а также все растущие потребности НАТО.

По окончании второй мировой войны Великобритания была второй после США страной по экспорту оружия. Но потеря колоний, передача рынков другим поставщикам и снижение производительности военных предприятий резко снизили английский экспорт оружия.

С вступлением в Европейское экономическое сообщество Великобритания начала увеличивать экспорт оружия и число соглашений о совместном его производстве на континенте.

Нарушение Великобританией своего же эмбарго на поставки оружия своему старому клиенту — ЮАР все ещё вызывает возмущение в стране по морально-политическим соображениям.

Правительство ЮАР периодически напоминает Лондону, что оно, если захочет, может лишить Великобританию прав на стратегическую военно-морскую базу в Саймонстауне. И консерваторы, более чем лейбористы, склонны продавать «оборонное» оружие ЮАР. Великобритания оправдывает свою программу экспорта оружия в эту страну тем, что она коммерчески выгодна. За 1968 и 1969 годы английский экспорт оружия, главным образом в форме продаж, но частично и в виде помощи на лёгких кредитных условиях, составил 400 млн. долларов из общих валютных поступлений в сумме 6,2 млрд. долларов.

Франция следует близко за Великобританией по экспорту оружия в развивающиеся страны и может превзойти её в этом году, особенно если все расширяющаяся фирма «Марсель Дассо», слившаяся с «Бреге» заключит крупные контракты, которых она сейчас добивается в Европе и Латинской Америке. 22 мая 1972 года фирма «Дассо» объявила, что консорциум «Дассо», «Локхид сервис» и «Олимпик Эйруэйс» будут строить гигантский наземный комплекс в Греции, который будет обеспечивать обслуживание и ремонт преимущественно военных самолётов и управляемых ракет. Комплекс намечено расположить на авиационной базе Танагра, в 38 км к северу от Афин.

Экспорт оружия из Франции составил в 1971 году 1,4 млрд. долларов. Как сообщает министерство обороны Франции, 1,04 млрд. долларов (73%) приходится на продажу боевых самолётов, вертолётов и ракет.

Вооружение и техника сухопутных войск составляли 21% общей суммы, электроника 5% и морское вооружение 1%.

Французские специалисты подчёркивают более высокую производительность своей аэрокосмической промышленности по сравнению с английской. Хотя на заводах в Великобритании работает в два раза больше людей, экспорт английских самолётов и ракет в прошлом году составил только 800 млн. долларов.

До середины 60-х годов ФРГ экспортировала оружие главным образом в страны НАТО, такие, как Франция, Турция и Португалия. Однако ввиду того что ФРГ были предъявлены претензии в связи с использованием Португалией западногерманских самолётов и оружия против повстанцев в Африке, экспорт западногерманского оружия в страны «третьего мира» упал со 111,5 млн. долларов в 1966 году до 600 тыс. долларов в 1969 году.

и Швейцария имеют высокоразвитую военную промышленность и являются главными поставщиками оружия среди европейских нейтральных государств. Шведские реактивные самолёты и швейцарские пушки пользуются большим спросом, особенно в «третьем мире».

В Швейцарии на пяти государственных военных заводах и на предприятиях пяти частных фирм работает около 15 тыс. человек. Кроме того, фирма «Эрликон» производит 2/3 своей продукции за пределами Швейцарии.

Добавить комментарий