Многолетняя милитаристская политика франкистского режима Испании привела к значительному росту военного производства. Постоянную помощь в развитии военных и базовых отраслей промышленности Испании оказывали и продолжают оказывать ведущие государства , которые намерены использовать военно-экономический потенциал этой страны в интересах агрессивного Североатлантического блока.

Большую роль в развитии испанской военной промышленности играют . В обмен на предоставленные им на испанской территории военные пазы Соединённые Штаты оказывают Испании значительную военную и экономическую «помощь», в том числе по линии расширения военного производства. При содействии США Испания выпускает морскую и авиационную технику, а также вооружение для сухопутных войск. На базе различных американо-испанских соглашении были модернизированы и расширены некоторые военные заводы. Американские ВВС постоянно используют мощности испанской авиационной промышленности, которая выполняет их заказы на ремонт.

Значительное место в деле активизации военного производства Испании, особенно кораблестроения, принадлежит также Франции, с помощью которой на испанских верфях строятся подводные лодки. Французские военно-промышленные компании играют ведущую роль и в выпуске бронетанковой техники. В настоящее время испанские предприятия осваивают сборку танков АМХ-30. При этом часть узлов и агрегатов планируется поставлять из Франции.

Военно-промышленные фирмы ещё с 50-х годов удерживают прочные позиции в испанской авиационной промышленности, когда при содействии западногерманских специалистов в Испании изготовлялись модернизированные модели немецких боевых самолётов времён второй мировой войны и создавались собственные образцы истребителей-бомбардировщиков. В последнее время в стране по западногерманским лицензиям выпускаются отдельные виды лёгких самолётов.

Таким образом, становление испанской военной промышленности тесно связано с оказанием финансовой и технической «помощи», предоставлением лицензий на производство оружия и военной техники со стороны военных концернов основных капиталистических стран.

В Испании сложилась определённая система управления военным производством, характерная особенность которой состоит в высокой степени участия государства. Главную роль в развитии военной промышленности, а также связанных с ней отраслей (металлургической, металлообрабатывающей, нефтехимической, машиностроительной и т. д.) играет государственно-монополистическое объединение — Национальный институт промышленности.

Это объединение является активным участником всех ведущих военно-промышленных фирм страны («Конструксьонес аэронаутикас СА» — производство авиационной техники, «Эмпреса насьональ Басан» — строительство кораблей, «Энте насьональ Санта Барбара де индустриас милитарес СА» — изготовление вооружения для сухопутных войск), а также основных центров военных научно-технических разработок (Национального института авиаракетно-космической техники, центра технических исследований специальных материалов и других).

В настоящее время в стране налажено производство авиационной и военно-морской техники, артиллерийско-стрелкового вооружения и боеприпасов. Осуществляется выпуск радиоэлектронной проекции, ведутся научно-исследовательские работы в области атомной энергии, закладывается основа бронетанковой промышленности.

База современной авиационной промышленности Испании была создана главный образом в годы второй мировой войны, копа на её заводах выпускались боевые немецкие самолёты различных типов. В 50-х годах страна приступила к изготовлению авиационной техники, разработанной испанскими специалистами с помощью западно-германской фирмы «Мессершмитт». В частности, было налажено производство реактивного истребителя HA-200 «Саэта» (всего выпущено более 100 этих самолётов различных модификаций). Затем испанские авиационные предприятия стали производить истребители-бомбардировщики НA-220 «Супер Саэта» (в 1970 — 1972 годах построено 25 самолётов), транспортные самолёты С.201 «Алькотан» и С.202 «Алькон», военно-транспортные самолёты С.207 «Азор».

Важным этапом в развитии авиационной промышленности был выпуск в 1970 — 1972 годах по американской лицензии 70 истребителей F-5 (в том числе 36 одноместных F-5A и 34 двухместных учебно-боевых F-5B), поступивших на вооружение ВВС Испании.

Одновременно изготавливалась авиационная продукция по лицензиям западногерманских фирм «Дорнье» (самолёты связи), «Мессершмитт—Бельков—Блом» (лёгкие самолёты) и т. д.

К основным видам авиационной техники, которая производится в настоящее время, относится лёгкий военно-транспортный самолёт С.212 «Авиокар» (рис. 1), разработанный испанскими специалистами. Этот самолёт с укороченным взлётом и посадкой может использоваться с неподготовленных ВВП. Выпускается он в нескольких вариантах: транспортном (16 парашютистов или 2 т груза), санитарном и как фоторазведчик. По данным иностранной печати, с 1972 и до середины 1975 года было изготовлено 30 таких самолётов. Их выпуск в конце 1975 года составлял в среднем четыре машины в месяц. Помимо 42 самолётов, которые заказаны испанскими ВВС, 50 машин поступят в ВВС других государств (Португалия получит 28, Венесуэла — 12, Индонезия — шесть, Иордания — четыре).

Цех по сборке военно-транспортных самолётов С.212 «Авиокар» на авиационном заводе в Мадриде
Рис. 1. Цех по сборке военно-транспортных самолётов С.212 «Авиокар» на авиационном заводе в Мадриде

В течение нескольких лет Испания вела разработки самолёта с укороченным взлётом и посадкой. Однако в 1975 году эти работы прекратили, а затем «Конструксионес аэронаутикас АС» получила заказ от национальных ВВС на создание двухместного учебно-тренировочного самолёта С.101. В его разработке будут участвовать также американская фирма «Нортроп» и западногерманская «Мессершмитт—Бельков—Блом». Согласно первоначальному контракту (общая стоимость 1,3 млрд песет) планируется построить четыре прототипа. Как свидетельствует зарубежная пресса, испанские ВВС намерены закупить 60 таких самолётов.

Одним из важных направлении деятельности авиационной промышленности Испании является выполнение заказов западноевропейских фирм на поставку узлов и агрегатов для самолётов и управляемых ракет, наземного оборудования и комплектующих деталей. Испанская авиапромышленность участвует в качестве субподрядчика в производстве французских самолётов «Мираж» F1, «Меркурий» и «Мистер» 10, западногерманского «Ганза» 320 Кроме того, она выполняет отдельные заказы, поступающие от авиационных компаний США, Испания включилась и в реализацию межгосударственных планов разработок и производства авиационной и космической техники, участвуя в осуществлении европейской межгосударственной программы создания самолёта «Аэробус» А-300В (доля страны в разработке — 2%, производстве — 4%), западноевропейских космических программ и т. д.

Помимо этого, производственные мощности испанских заводов используются для ремонта и технического обслуживания авиационной техники национальных ВВС, а также американских самолётов и вертолётов, которые дислоцируются на территории Испании. По сведениям зарубежной печати, с 1954 по 1972 год более 5300 самолётов и вертолётов ВВС США прошли техническое обслуживание и ремонт на авиационных предприятиях страны.

Авиастроение Испании характеризуется высокой степенью концентрации производства. За последние годы произошло слияние двух авиастроительных и одной двигателестроительной компании. В настоящее время существует практически единая группа — «Эмиреса насьональ де конструксьонес аэроспасьялес СА». По данным иностранной печати, в руках этой группы сконцентрировано 90% всех мощностей испанской авиационной промышленности, а общее число рабочих и служащих составляет свыше 6500 человек. Её заводы расположены в городах Мадрид (рис. 2), Севилья, Кадис, Ахалвир.

Авиационный завод в Мадриде
Рис. 2. Авиационный завод в Мадриде

Авиационная фирма «Аэронаутика индустриаль СА» имеет завод в Мадриде (занято около 800 человек), на котором проводятся работы по техническому обслуживанию и ремонту некоторых типов самолётов и вертолётов, а также выпускаются отдельные детали самолётов и ракет по заказам иностранных фирм.

Испания входит в число стран с высокоразвитой судостроительной промышленностью, обладающей значительными возможностями по строительству судов и военных кораблей. По общему тоннажу построенных за год судов (в 1975 году 1,7 млн. бр.-рег. т, или 4,7% мирового тоннажа) страна занимает четвёртое место в капиталистическом мире, специализируясь главным образом на строительстве крупнотоннажных танкером (до 360 тыс. т. дедвейта). За последние пять лет ежегодным объём судостроения увеличился вдвое, причём около 60% судов строится на экспорт.

Испания имеет в настоящее время 10 судоверфей, расположенных на северном и южном побережье страны. Основными центрами судостроительной промышленности являются Бильбао, Хихон, Эль-Ферроль (рис. 3), Виго и Кадис. По сведениям испанской прессы, в этой отрасли занято 65 тыс. человек.

Судостроительная верфь компании «Астано» в г. Эль-Ферроль
Рис. 3. Судостроительная верфь компании «Астано» в г. Эль-Ферроль

К ведущим компаниям судостроительной промышленности относятся «Астильерос эспаньолес» (60% продукции отрасли), «Астано» (25%) и «Басан» (10%).

Строительство и ремонт военных кораблей находятся целиком в руках «Басан», весь капитал которой принадлежит Национальному институту промышленности. На её верфях строятся эскадренные миноносцы, фрегаты, подводные лодки, катера различного назначения, вспомогательные суда. Верфи «Басан» заняты в основном выполнением программы развития BМС страны. Однако часть производственных мощностей направлена на строительство торговых судов. Как свидетельствует зарубежная пресса, «портфель» заказов этой компании на конец 1974 года составил 54,1 млрд. песет, в том числе 33,6 млрд предназначались на постройку торговых судов и 20,8 млрд. (или 38%) — на строительство военных кораблей.

В ходе реализации долгосрочной программы развития ВМС (1965—1979 годы) на верфи «Басан» были построены некоторые крупные боевые корабли. Так, в течение 1968—1975 годом национальным ВМС были переданы четыре эскадренных миноносца УРО типа «Балеарес», строительство которых осуществлялось по модифицированному проекту американских кораблей УРО типа «Брук», четыре подводные лодки типа «Дафнэ», построенные по французскому проекту, и ряд других кораблей. В 1976 году в состав флота вошёл пятый эсминец УРО типа «Балеарес».

Как свидетельствует зарубежная печать, в течение 1972—1979 годов на военно-морских верфях страны планируется построить 32 корабля. В частности, намечено строительство многоцелевого авианесущего корабля, на котором будут базироваться окупленные через США английские самолёты .

В соответствии с указанной программой в 1975 году велось строительство двух подводных лодок типа (по французской лицензии), четырёх фрегатов типа «Дескубьерта» и других кораблей.

Кораблестроительные верфи Испании выполняют и отдельные иностранные заказы. Например, для португальских ВМС были построены четыре фрегата типа «Хоао Коутиньо».

Строительство военных кораблей ведётся на трёх верфях компании «Басаи» (в городах Эль-Ферроль, Кадис и Картахена), которые имеют в общей сложности 11 стапелей и девять сухих докрв. Верфь в Эль-Ферроль занимается строительством крупных кораблей (эскадренных миноносцев, фрегатов и т. д.), предусматривается также построить многоцелевой авианесущий корабль. В г.Картахена строятся подводные лодки и другие корабли. Заказы на строительство патрульных катеров, гидрографических и океанографических судов выполняются верфями в г. Кадис.

Испания производит различные виды артиллерийско-стрелкового вооружения и бронетанковой техники. Часть вооружения производится по иностранным лицензиям (США, ФРГ, Швеции). Так, по американской лицензии выпускаются 106-мм безоткатные орудия, западногерманской — пулеметы MG1, шведской — 40-мм автоматические аргустановки . Одним из образцов оружия собственной разработки является 70-мм трёхствольный реактивный противотанковый гранатомёт.

Планом модернизации бронетанковой техники предусмотрено изготовление по французской лицензии основного боевого танка АМХ-30. Для освоения производства был создан специальный консорциум нескольких испанских военных фирм, как отмечают иностранные специалисты, на заводах Испании планируется собрать 180 таких танков. Помимо этого, для модернизации танков М47 и М48 готовится серийное производство по французской лицензии 105-мм танковых пушек.

Изготовлением артстрелкового вооружения и боеприпасов занимаются заводы министерства сухопутных войск и государственно-монополистическое предприятие, имеющее шесть военных заводов (в городах Севилья, Овьедо, Ла Корунья, Паленсия, Толедо, Гранада). Кроме того, в отрасли имеются отдельные частные предприятия: «Инсталаса», «Стар», «Эсперанца», «Унион эксплозивос Рио Тинто» и другие.

Выпуском некоторых видов военной продукции занимаются также автомобильные заводы Испании, производящие тяжёлые и лёгкие грузовые военные автомобили, предприятия радиоэлектронной промышленности и т. д.

Стремясь активизировать развитие военной промышленности и получить иностранные заказы на производство вооружения, представители военно-промышленного комплекса Испании создали в 1973 году акционерное общество по экспорту военной техники («Дефекс»). В нем участвуют компании «Санта Барбара», «Васан» и «Эмпреса насьональ де оптика». По данным иностранной прессы, экспорт испанского оружия и боевой техники составляет в среднем 12 млн. долларов в год.

По мнению зарубежных специалистов, значительное обновление производственной базы испанской военной промышленности произойдёт в ходе реализации двустороннего договора о сотрудничестве, подписанного между Испанией и США в январе 1976 года. В соответствии с договором на пять лет продлевается существование военных баз и пребывание американских войск на территории страны. В обмен на это Испания получит в течение указанного срока военно-экономическую «помощь» в размере свыше 1,2 млрд долларов.

Добавить комментарий