Благодаря активной и целеустремленной внешнеполитической деятельности Советскою Союза и других братских социалистических стран разрядка напряженности в международных отношениях становится доминирующей тенденцией современности. Однако милитаристские круги всех капиталистических государств, и прежде всего входящих в агрессивный блок , всячески пытаются затормозить позитивные процессы, выступая за постоянное увеличение военных бюджетов и дальнейшее наращивание военного потенциала с целью подготовки к войне против стран социалистического содружества. Политики усиления военных приготовлений придерживаются и реакционные круги Канады, являющейся членом Североатлантического блока.

В соответствии с принятой в начале 70-х годов военной программой основные усилия направляются на развитие и техническое переоснащение вооружённых сил страны в зависимости от стоящих перед ними задач. Согласно этим задачам распределяются и бюджетные средства, выделяемые министерству обороны.

Принятие военной программы привело к значительному росту военных расходов в стране. За период с 1971/72 по 1975/76 финансовый год ассигнования на военные цели возросли более чем в полтора раза (с 1805 млн. до 2798 млн долларов).

Около 2/3 всех средств военного бюджета расходуется на оборону территории страны и участие в НОРАД и НАТО. Наиболее быстрыми темпами растут ассигнования, связанные с участием Канады в НАТО, что объясняется закупками больших партий современной техники для оснащения постоянного контингента канадских войск (5 тыс. человек), дислоцирующихся в Западной Европе, а также непрерывным увеличением расчетов на развитие инфраструктуры этого блока.

Основная часть средств бюджета министерства обороны затрачивается на боевую подготовку и содержание личного состава вооружённых сил.

Б течение нескольких лет военное руководство Канады, стремясь получить дополнительные средства на переоснащение своих войск современным оружием и боевой техникой, принимало различные меры по сокрашению расходов на содержание личного состава вооружённых сил. Например, часть военнослужащих служб обеспечения была заменена гражданскими лицами, имеющими меньшие оклады. Сейчас в вооружённых силах страны насчитывается около 35 тыс. вольнонаемных.

Кроме того, в 1966 году в армии была проведена реорганизация: вместо сухопутных войск, ВВС и ВМС создали единые командования (мобильное, военно-морское, ПВО, авиатранспортное, учебное и т. д.), ввели единую военную форму одежды, сократили или объединили многие штабы и службы обеспечения. Однако, по свидетельству зарубежных специалистов, эта реорганизация не оправдала себя в отношении экономии денежных средств и повышения боеспособности войск. Поэтому было принято решение о постепенном переходе к традиционно существовавшим видам вооружённых сил.

В настоящее время основное внимание в развитии вооружённых сил направлено на модернизацию и обновление оружия и боевой техники, а также на военное строительство. Если в 1972/73 финансовом году денежные фонды на эти цели составляли 101 млн. долларов (8,6% всего военного бюджета), то в 1975/76 финансовом году предусматривается израсходовать в два раза больше (323 млн. долларов). К концу 70-х годов предполагается ежегодно выделять только на закупки военной техники до 20% общих военных ассигновании.

Близится к завершению общая программа дальнейшего строительства и переоснащения ВМС новой техникой, на которую ассигновано 400 млн долларом. Поэтому в 1975/76 финансовом году министерство обороны получило на приобретение и модернизацию военно морской техники только 14 млн. долларов.

Сейчас, например, уже выполнен план строительства четырех эскадренных миноносцев типа общей стоимостью 246 млн. долларов. Они вооружены системой ЗУРО , которая производится в Канаде по американской лицензии. На каждый корабль базируется по два вертолета .

Согласно указанной программе продолжается переоборудование четырех противолодочных сторожевых кораблей типа «Рестигуш». Они оснащаются современным вооружением для борьбы с подводными лодками и средствами ПВО. Для увеличения скорости хода на них устанавливаются газотурбинные двигатели. По данным иностранной печати, примерные затраты на модернизацию составят 49 млн. долларов.

Большое внимание уделяется оснащению канадских вооружённых сил новой авиационном техникой. По существующей программе закупок вооружения на эти цели предусматривается израсходовать 1,5 млрд долларов (в 1975/76 финансовом году более 57 млн. долларов). На указанные средства планируется продолжить поставки разведывательных и средних транспортных вертолетов (всего намечается закупить 175 вертолетов на сумму 116 млн. долларов), военно-транспортных самолётов С-130Е (общий парк составит 29 единиц) и т. д.

В течение последних двух лет проводятся мероприятия по выбору нового патрульного самолёта большого радиуса действия. Основные варианты самолётов: «Боинг» 707 -320С и английской фирмы «Хаукер Сиддли», Р-3С «Орион» американском фирмы «Локхид» и самолёт американской фирмы «Макдоннелл Дуглас». На предварительное исследование возможностей их боевого использования уже затрачено свыше 13 млн. долларов. Однако окончательное решение относительно закупки того или иного образца еще не принято. Предполагается приобрести 20—30 таких самолётов на сумму 600-900 млн. долларов.

Для замены устаревших истребителей CF-101 и CF-104 командование предлагает своему правительству закупить в истребители F-15 и F-16.

На военное строительство в 1975/76 финансовом году намечается затратить около 80 млн долларов. Планируется продолжить работы по модернизации и расширению военных баз в Сент-Джон (провинция Квебек), Кингстон, Галифакс, Чилливак и Эскуаймоль (Британская Колумбия), а также по сооружению научно-исследовательского центра в Виннипег. К настоящему времени общая стоимость утвержденных программ строительства составляет 255 млн. долларов. Таким образом, в 1975/76 финансовом году предусматривается выполнить свыше 30% этих программ. Наряду с введением в строй новых военных объектов и модернизацией устаревших ликвидируются второстепенные сооружения военного назначения. В последние годы были закрыты радиолокационные посты НОРАД в пунктах Фоймаунт, Рамор и Армстронг. В скором времени предполагается ликвидировать станцию радиолокационного обнаружения в Мусони (Северное Онтарио).

На радиоэлектронное оборудование и средства связи в 1975/76 финансовом году намечается затратить 52 млн. долларов, из них 18 млн. долларов — на национальную систему военной связи.

Свыше 53 млн. долларов выделяется на закупки боеприпасов и вооружения. В частности, для канадских вооружённых сил, находящихся в Западной Европе, предполагается закупить систему ЗУРО , ПТУРС и другие образцы вооружения.

Крупные суммы ассигнуются каждый год и на проведение НИОКР. Например, в новом финансовом году планируем израсходовать 54 млн. долларов на создание опытных образцов системы ПВО ближнего действия, на разработку ракетного оружия различного назначения, самолётной РЛС и т. д.

Таким образом, анализ бюджетов министерства обороны Канады показывает, что в течение последних лет военно-политическое руководство страны в соответствии с утвержденной долголетней военной программой осуществляет планомерное переоснащение канадских вооружённых сил современным оружием и боевой техникой, постоянно повышает их мобильность и огневую мощь, совершенствует боевую подготовку. На эти цели вопреки интересам народа расходуются крупные денежные средства, которые растут из года в год.

Добавить комментарий