На протяжении столетий в мире строились только водоизмещающие надводные корабли, которые до настоящего времени, несмотря на огромный технический прогресс в кораблестроении, имеют крупные недостатки. Важнейшие из них — ограниченная скорость хода и недостаточно высокие мореходные качества. Практически для надводных кораблей установилась оптимальная наибольшая скорость хода 30— 35 узлов. В штормовую погоду скорость хода водоизмешающего корабля уменьшается, курс корабля необходимо выбирать с учетом направления волны, а сильная качка изматывает физически личный состав и понижает эффективность боевого использования оружия.

Поиски путей создания более быстроходных надводных кораблей, обладающих высокими мореходными качествами, привели к появлению кораблей на подводных крыльях (КПК), использующих гидродинамические принципы поддержания за счет применения различных крыльевых систем.

В планах агрессивных приготовлений большое значение придается развитию и наращиванию патрульных и противолодочных сил и средств. Именно поэтому всевозрастающий интерес командований ВМС империалистических государств вызывают потенциальные возможности использования кораблей (катеров) на подводных крыльях для несения патрульной службы, борьбы с подводными лодками и решения других боевых задач.

В к работам по созданию КПК военного назначения приступили в конце 40-х годов. На первом этапе (до конца 5о-х годов) проводились исследования, связанные с созданием КПК. На втором этапе (конец 50-х — середина 60-х годов) разрабатывались главные системы кораблей (крыльевые устройства и движительно-двигательные комплексы) и строились небольшие экспериментальные катера водоизмещением до 16 т. для их испытания (к началу 60-х годов было построено 12 катеров). На третьем этапе (середина 60-х годов) в США начались научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, связанные с созданием КПК малого, среднего и большого водоизмещения. Были построены и испытаны четыре экспериментальных КПК водоизмещением 60—320 т. — , , и . В результате испытаний американские специалисты пришли к выводу о целесообразности строительства в будущем КПК с полностью погруженными автоматически регулируемыми крыльями и двумя раздельными двигательно-движительными комплексами для движения КПК в режиме на крыльях и в видоизмещающем режиме.

КПК «Плейнвью»

В 60-х годах американские военно-морские специалисты считали первоочередной задачей разработку проекта серийного противолодочного корабля на подводных крыльях. Экспериментальные КПК «Хай Пойнт» и «Плейнвью» использовались для исследований тактических возможностей КПК по борьбе с подводными лодками.

В конце 60-х годов в США и других странах НАТО, как сообщает зарубежная печать, произошла переоценка роли и значения тактических систем УРО класса «корабль — корабль», ускорились работы по созданию таких систем для оснащения ими надводных кораблей (в том числе КПК). Тогда же и развернулись работы по проектированию не противолодочного, а ракетного КПК. В 1973—1974 годах катер «Хай Пойнт» прошел модернизацию, в процессе которой на корме Пыла установлена четырёхконтейнерная пусковая установка системы УРО класса «корабль—корабль». После этого были проведены экспериментальные стрельбы в морских условиях.

По совместному заказу ВМС США, и Италии фирма «Боинг» разработала проект ракетного КПК типа и построила в начале 1975 года головной катер для ВМС США, который проходит заводские испытания и должен вступить в строи в конце года. Всего планируется построить по этому проекту 30 катеров для ВМС США, 10 для ВМС ФРГ и четыре — шесть для ВМС Италии (один катер будет строиться в США и три — пять в Италии). Интерес к этим катерам проявляют ВМС и других стран НАТО.

Корпус катера типа «Пегас» выполнен из алюминиевого сплава со сварными соединениями и разделен семью переборками на восемь водонепроницаемых отсеков, в четырех из которых имеется второе дно. В качестве главного двигателя на катере установлен газотурбинный двигатель LМ-2500, приводящий в действие водометный движитель производительностью 340 т/мин. Движение в водоизмещающем режиме обеспечивается двумя дизелями мощностью по 800 л с. и двумя водометными двигателями.

На катере используются полностью погруженные крылья, расположенные по схеме «утка». На носовое крыло приходится 32 проц. веса катера, на два кормовых — 68 прои. Стойки крыльев могут убираться. Автоматическая система стабилизации включает два датчика высоты, инерциальный датчик, сопряженный с гировертикалью, гирогоризонталью и вертикальным акселерометром, а также ЭВМ, сигнальную аппаратуру и гидравлические усилители закрылков.

В иностранной печати отмечается, что ракетные катера типа «Пегас» смогут действовать в режиме на крыльях при состоянии моря до 5 баллов. Основным оружием этих катеров являются противокорабельные крылатые ракеты.

КПК "Флэгстаф"Одновременно со строительством серии ракетных КПК типа «Пегас» в США продолжаются работы над новыми проектами Так, в марте 1974 года фирма «Грумман аэроспейс» официально объявила о разработке проекта КПК типа «Супер Флэгстаф». Для движения в режиме на крыльях этого КПК будет использоваться газотурбинный двигатель и суперкавитирующий винт регулируемого шага. Для движения в водоизмещаюшем режиме установят два дизеля и два водометных движителя. Крыльевая система будет состоять из двух носовых и одной кормовой стойки с полностью погруженными и автоматически регулируемыми крыльями. В зависимости от состава вооружения он может быть использован в качестве ракетного, артиллерийского или противолодочного катера.

Фирма «Боинг» в соответствии с принятым решением о проектировании для ВМС США сторожевого корабля на подводных крыльях водоизмещением 1500 т. изучила технические возможности создания таких кораблей и выполнила проектные проработки четырех вариантов сторожевого корабля на подводных крыльях — КПК проектов 001Е (водоизмещение 1625 т.), а также 002В, 102В и 202A по 1360 т. КПК проекта 202А (рис. 4) многоцелевой, а трех остальных — противолодочные. КПК всех проектов должны иметь автономность плавания 45 сут, пересекать Атлантический океан без дозаправки топливом и решать задачи боевого охранения корабельных соединений. Крыльевая система на кораблях всех проектов выбрана с полностью погруженными крыльями. Все эти корабли планируется вооружить системами УРО класса «корабль—корабль», торпедным оружием и 20-мм артустановками . Кроме того, на корабле проекта 102В предполагается разместить вертолет системы , оборудовать ангар, а на кораблях остальных проектов сделать взлетно-посадочные площадки для вертолетов (без ангара).

КПК "Супер Флэгстаф"В Италии в 60-х годах была организована фирма «Алинави», основным акционером которой стала американская фирма «Боинг» (60 проц. акций). Фирма «Алинави» по американской лицензии на производство КПК типа «Тукумкари» построила в 1973 году ракетный КПК, получивший наименование , который в 1974 году был введен в состав ВМС. Это первый ракетный катер на подводных крыльях и первый боевой катер с полностью погруженными крыльями в ВМС капиталистических стран.

По данным зарубежной печати, в процессе создания КПК «Свордфиш», в котором участвовали и американские специалисты, в проект КПК «Тукумкари» был внесен ряд изменений.

В связи с тем, что командование ВМС Италии потребовало оснастить катер более мощным ракетно-артиллерийским вооружением, а также увеличить его остойчивость в водоизмещающем режиме и улучшить условия обитаемости личного состава, увеличили ширину палубы более чем на 1 м и полное водоизмещение на 6,5 т.

На катере «Свордфиш» была использована более легкая, чем на «Тукумкари», электроэнергетическая установка (208 В, 400 Гц) и улучшена конструкция водометного движителя.

По заявлению итальянских специалистов, при испытаниях катера «Свордфиш» некоторые характеристики оказались выше предусмотренных тактико-техническим заданием. Так, он развил в режиме на крыльях полную скорость хода 46,4 узла (вместо 45), достиг дальности плавания 360 миль при полной скорости хода (вместо 325), обеспечил запас мощности 22 проц. при выходе на крылья (вместо 17). Наибольшая скорость хода в режиме на крыльях составила 50 узлов, а радиус циркуляции при скорости 45 узлов — 400 м, как и предусмотрено заданием.

Крыльевая система катера «Свордфиш» такая же, как и катера «Тукумкари»: одна носовая и две кормовые убираемые стойки с полностью погруженными крыльями, имеющими закрылки, а также гидравлическая система стабилизации.

В режиме хода на крыльях в качестве главного двигателя применяется газовая турбина «Протеус» фирмы «Роллс-Ройс» мощностью 4500 л. с., обеспечивающая работу водометного движителя. Для движения в водоизмещающем режиме используется дизель мощностью 160 л. с., вращающий гребной винт. Дизель и винт соединены угловой передачей, установленной в убираемой колонке.

Катер «Свордфиш» при волнении моря 4 балла (высота волны 2,1 м) может идти на крыльях (на любых курсах по отношению к волне) со скоростью 42 узла при максимальной продолжительной мощности газовой турбины (то есть всего на 3 узла меньше, чем на тихой воде). Катер сохраняет хорошую остойчивость в режиме на крыльях в штормовую погоду, бортовая качка не превышает 2—3°, килевая 2°, вертикальная составляющая ускорения менее 0,1 g и не более 1 g при накате крупной волны. При этом маневренные качества катера практически сохраняются такими же, как и на тихой воде (скорость циркуляции 7 град/с). Катер обладает высокой степенью готовности к выходу в море. По мнению зарубежных специалистов, «Свордфиш» по сравнению с водоизмещающими ракетными катерами обходится дешевле в эксплуатации за счет малочисленного экипажа — 10 человек (на водоизмещающих катерах 25—40 человек), а также меньшего расхода топлива. Так, при движении на расстояние 360 миль при скорости хода 45 узлов он расходует 8 т. топлива, а водоизмещающий катер (водоизмещение 250 т.), двигаясь со скоростью 30 узлов, при таком же расстоянии — 25 т топлива.

ВМС Италии планируют до 1980 года построить еще четыре катера типа «Свордфиш». Интерес к этому катеру проявляют ВМС других стран.

КПК H-851Во Франции работы по проектированию КПК ведутся под руководством ВМС с 1966 года группой фирм, возглавляемой фирмой «СНИАС». Программа рабог предусматривает постройку и испытания экспериментального катера Н-890 водоизмещением 4,5 т и головного ракетного катера Н-851.

Испытания первого должны завершиться в ближайшее время. По их результатам будут определены сроки строительства головного и серийных катеров Н-851. По мнению иностранных специалистов, после постройки головного катера Н-851 ВМС Франции могут разместить заказ на строительство серии катеров, обладающих скоростью хода до 60 узлов и имеющих большее водоизмещение.

Указанные КПК предполагается использовать не только как ракетные, но и как противолодочные, установив на них соответствующее вооружение.

В Швейцарии фирма «Супрамар» спроектировала ракетный КПК MT-250G. В основу проекта были положены тактико-технические требования ВМС ФРГ и других стран НАТО. При проектировании фирма предусмотрела возможность при строительстве катера использовать вооружение, а также электронное, механическое и другое оборудование, которое производится европейскими фирмами, и тем самым заинтересовать европейские страны НАТО в размещении заказов на строительство ракетных КПК по швейцарскому проекту. Скорость хода катера должна быть 60 узлов (по проекту), которая выше скорости американского катера типа «Пегас». Несмотря на это, как сообщает зарубежная печать, в ВМС стран НАТО отдают пока предпочтение проекту катера типа «Пегас».

экспериментальный противолодочный КПК «Брас д’Ор»В Канаде фирма «Де Хавилланд эркрафт» спроектировала и в 1968 году построила для ВМС Канады экспериментальный противолодочный КПК , вооруженный противолодочными торпедами. Крыльевая система катера — полупогруженные крылья. На испытаниях он развил наибольшую скорость хода на тихой воде 63 узла. Катер может двигаться в режиме на крыльях при высоте волны до 4,6 м и развивать скорость хода 40 узлов при высоте волны 3 м.

Недавно эта фирма разработала проект КПК DHC-MP-100. Крыльевая система — полупогруженные крылья. Проектом предусмотрены три варианта вооружения: ракетно-артиллерийское, противолодочное и артиллерийское.

Военно-морские специалисты стран НАТО полагают, что корабли на подводных крыльях окажут серьезное влияние на способы и методы ведения боевых действий на море. При этом считается, что КПК найдут применение во всех основных флотах мира для решения широкого круга задач, включая борьбу с подводными лодками и надводными кораблями (особенно ракетными), боевое охранение корабельных соединений, защиту морского судоходства, прибрежных районов и портов, а также несение дозорной службы, ведение блокадных действий, нанесение ракетных ударов по береговым объектам и т. д.

Строительство КПК только разворачивается, но уже сейчас вырабатываются способы использования таких кораблей при решении ряда задач. Так, при решении противолодочных задач предлагается использовать по два КПК: один для поиска и обнаружения подводной лодки, а другой для ее атаки (во взаимодействии с первым). Обладая высокой скоростью хода, противолодочные КПК, как считают зарубежные специалисты, станут весьма важным средством борьбы с современными скоростными атомными подводными лодками, поскольку скорость хода КПК превышает скорость хода существующих и перспективных подводных лодок.

В иностранной печати отмечается, что КПК по сравнению с обычными водоизмещающими кораблями имеют значительные преимущества. Они способны, в частности, сохранять высокую скорость хода в штормовую погоду, практически не испытывают бортовой и килевой качки (что повышает их боевую эффективность), менее уязвимы от воздействия минно-торпедного оружия.

По данным зарубежной печати, в настоящее время в большинстве основных капиталистических стран создаются боевые КПК преимущественно малого водоизмещения (до 250 т.), имеющие скорость хода до 50—60 узлов. Специалисты полагают, что в конце 70-х — начале 80-х годов в США могут появиться сторожевые корабли на подводных крыльях водоизмещением до 1600 т. с ракетно-артиллерийским и противолодочным вооружением.

Добавить комментарий