Самооборона транспортных судов

Военно-морские силы /
В планах подготовки объединенных вооруженных сил к боевым действиям командование агрессивного блока большое внимание уделяет вопросам повышения эффективности морских перевозок, которые занимают важное место в общей системе материально-технического обеспечения корабельных соединений в море и военно-морских баз в различных районах мира, а также группировок войск на иностранных территориях.

Военно-морские специалисты ряда стран НАТО считают, что в условиях, когда значение и объем военно-морских перевозок продолжают возрастать, стало практически невозможно обеспечить все транспортные суда силами охранения. Известно, что строительство современного эскортного корабля обходится весьма дорого и занимает продолжительное время. Кроме того, в ходе его постройки значительная часть вооружения и оборудования (приборы управления, связи, навигации и другие) не используется, а ведь их стоимость составляет обычно 26—35% всех расходов ка строительство корабля. Вместе с тем в ходе эксплуатации корабля охранения возникает, как правило, необходимость модернизации его вооружения и технических средств, а это требует новых финансовых затрат и постановки корабля в док на 2—3 года. Поэтому, как полагают некоторые иностранные специалисты, система конвоев времен второй мировой войны является весьма дорогостоящей и в известном смысле устаревшей.

За последние годы изменились и сами вспомогательные суда, улучшилась их техническая оснащенность, увеличилось количество радиоэлектронной аппаратуры, возросло водоизмещение. В иностранной печати сообщалось, что строительство нефтеналивных судов водоизмещением более 1200 тыс. т. становится обычным для многих стран, а в Великобритании, например, предполагается закладка супертанкера водоизмещением 1 млн. т. Подсчитано, что в случае боевых действий задержка отправки одного контейнеровоза эквивалентна по грузовместимости потере 5—6 транспортов времен второй мировой войны, а потопление крупного транспортного судна может приостановить действия боевых кораблей в большом районе на несколько дней или недель.

В печати сообщалось, что только в мирное время примерно 20 судов английского вспомогательного флота постоянно участвуют в снабжении боевых кораблей в просторах Мирового океана. Одновременно высказывалось мнение, что, не имея никакого вооружения, эти вспомогательные суда становятся весьма уязвимыми от подводных лодок.

Перечисленные обстоятельства вынуждают зарубежных военных специалистов ставить на повестку дня вопрос самообороны вспомогательных судов на переходе морем, то есть пригнать необходимым оснащение транспортных судов средствами борьбы с подводными лодками и воздушными целями. Судя по сообщениям иностранной печати, существует несколько мнений по этому вопросу. Так, английские военно-морские специалисты считают, что наличие на вспомогательных и коммерческих судах любых видов вооружения повлечет за собой изменение статуса судов обслуживания и закроет для них торговые порты. Поэтому в каждом случае заправки судна водой или топливом потребовалось бы согласовывать визит в иностранный порт по дипломатическим каналам.

Во Франции выдвинута идея использования средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ): специальные средства для создания радиопомех, системы запуска ложных целей и т. д. В иностранной печати сообщалось об испытаниях на французских эскадренных миноносцах новой аппаратуры РЭБ. Эта аппаратура излучает в определенной последовательности импульсы, которые принимаются РЛС обнаружения на атакующем корабле как сигналы, якобы отраженные от атакуемого судна. Благодаря этому создается эффект нахождении цели на большей дистанции, чем в действительности. Стоимость комплекта аппаратуры РЭБ не превышает 150 тыс. английских фунтов стерлингов, в то время как расходы на постройку крупного вспомогательного судна составляют 4—5 млн. фунтов. По мнению некоторых английских военных специалистов, вероятность потопления судна, оснащенного средствами РЭБ, снижается до 50%. Кроме того, оборудование такой аппаратурой не противоречит статусу торговых судов.

К пассивным средствам самообороны относят также вертолётные радиолокационные и гидроакустические станции, с помощью которых обнаружение подводных лодок или противокорабельных ракет с вертолёта, находящегося на удалении 50 миль от транспортного судна, позволит последнему заблаговременно произвести необходимый маневр уклонения от атаки.

Некоторые военно морские специалисты НАТО изучают возможность использования вертолётов для обеспечения самообороны вспомогательных судов на переходе морем.
Проверенные исследования базирования противолодочных вертолётов на транспортные суда, имеющие посадочные площадки, выявили известные трудности, связанные с обеспечением их топливом, ремонтными средствами, а также необходимостью специальной подготовки личного состава. Иностранные специалисты пришли к выводу, что работы по переоборудованию вспомогательных судов разных типов для размещения на них противолодочных вертолётов связаны с длительной постановкой судна в док и требуют значительных финансовых расходов. Кроме того, такое переоборудование приведет к снижению на 10—30% полезного объёма судна.

Судя по сообщениям зарубежной печати, наиболее целесообразным решением вопроса самообороны транспортных и коммерческих судов в море считается вооружение их противолодочными вертолётами контейнеризованного базирования. По мнению иностранных военно-морских специалистов, это могло бы существенно облегчить решение задачи по защите морских коммуникации в условиях, например, кризисной ситуации.

Проект такой системы разработан в и получил наименование ARAPAHO (рис. 1). Он предусматривает установку на одном или нескольких вспомогательных судах комплекта контейнеров, в которых размещаются ангары для вертолётов, мастерские, электрооборудование, жилые помещения, склады ГСМ и другое имущество.

Эскиз развернутой системы ARAPAHO на транспортном судне-носителе
Рис. 1. Эскиз развернутой системы ARAPAHO на транспортном судне-носителе

Первоначально система ARAPAHO была задумана для самообороны контейнеровозов типа SL-7 (скорость 33 узла, принимает на борт до 1100 контейнеров). В настоящее время эти суда становятся основным транспортным средством на морских коммуникациях, связывающих США с Европой. Предполагается, что транспортные и коммерческие суда, вооруженные противолодочными вертолётами контейнеризованного базирования, могут совершать как одиночные, так и групповые плавания. В последнем случае большая часть судов может иметь только посадочную площадку для вертолёта и минимальные средства обслуживания, а основная часть системы ARAPAHO с ремонтными группами, запасами топлива и вооружения будет базироваться на главном судне отряда. Считается, что 1—2 противолодочных вертолётов этой системы на борту вспомогательного судна будет достаточно, чтобы своевременно обнаружить подводную лодку противника и изменить курс. Противолодочную оборону группы судов смогут обеспечить шесть вертолётов во взаимодействии с другими средствами защиты морских коммуникаций. Для этой цели вертолёты оснащаются гидроакустическими и радиолокационными станциями, а также акустическими буями. Ожидается, что в будущем использование систем раннего обнаружения целей будет способствовать своевременному обнаружению разведывательных самолётов и противокорабельных ракет.

Для базирования противолодочных вертолёты на танкеры и контейнеровозы потреблятся 50-100 контейнеров (в зависимости от типа судна). Из них 20% относятся для вертолётов, ремонтных отсеков, помещений для дизель-генераторов, складов торпед, гидроакустических буев, пиротехнических средств, лаборатории по ремонту электронного оборудования и постов управления полётами. 50% займут жилые помещения, камбуз, склад продовольствия, холодильные камеры, кают-компании, цистерны питьевой воды, душевые и пункты обработки личного состава. Остальные 30% потребуются для топливных цистерн контейнерного исполнения с насосными станциями, фильтрами и складскими помещениями.

Жилые помещения для личного состава находятся в стандартных контейнерах, снабженных вентиляционными установками, звуко- и теплоизоляцией, освещением и телефонной связью. Каждое помещение имеет основной и аварийный выходы. Система ARAPAHO допускает также размещение личного состава в жилых помещениях судна и обеспечение вертолётов топливом из судовых цистерн, что исключает необходимость установки дополнительных контейнеров. В ходе проводившихся учений, как правило, использовались стандартные контейнеры типа MILVAN размером 2,4X2,4x6 м. и весом около 5 т. Исключение составили более тяжелые контейнеры для генераторов и других громоздких механизмов.

Взлетно-посадочные площадки для вертолётов планируется собирать на верхнем ярусе контейнеров из легких металлических конструкций, которые будут доставляться на судно-носитель в стандартных контейнерах. Такие сборные ВПП и площадки широко используются в морской авиации берегового базирования.

Системой ARAPAHO предусматривается иметь на борту судна-носителя 8—10 экипажей вертолётов (по 4 человека каждый), а также технический персонал, обслуживающий различные системы и средства связи. Их жилые помещения контейнерного типа должны располагаться рядом с цехами ремонта и снабжения с непосредственным выходом на взлетную площадку к контейнерам-ангарам.

В обслуживающий персонал будут входить специалисты по сборке контейнерных помещений, борьбе за живучесть, электронным системам противолодочной и противоракетной обороны, техники по вертолётам, электрики, энергетики и другие.

Командный состав должен включать командиров вертолётов, командиров подразделений (ГСМ, боеприпасов, снабжения), начальника службы управления полётами и специалистов по анализу эффективности систем.

Всю систему ARAPAHO будут обслуживать 100 человек. Офицеры составят около 20% и почти все они — летный состав.

По мнению некоторых американских и английских военно-морских специалистов, проведенные учения выявили определенные преимущества системы контейнеризованного базирования противолодочных вертолётов. Основным из них считается ее универсальность, позволяющая использовать транспортные и коммерческие суда различных типов (а не только SL-7, как это планировалось ранее). Универсальность этой системы позволяет также принять за неизменную основу транспортного судна-носителя только его корпус, энергетическую установку и навигационное оборудование. Все остальное, в зависимости от поставленной боевой задачи, будет размещаться на таком судне в контейнерном исполнении (рис. 2).

Английская контейнеризованная система электронного оборудования
Рис 2. Английская контейнеризованная система электронного оборудования: а) в контейнере, б) в развернутом виде

Предполагается, что установка контейнеров системы ARAPAHO на судно-носитель потребует не более 1 сут., причем большую часть этого времени займет монтаж и стыковка быстросборных конструкций уже на борту судна, то есть после доставки их в контейнерах с берега. По мнению иностранных специалистов, особенно удобную платформу для базирования противолодочных вертолётов представят крупнотоннажные танкеры, обладающие большим свободным пространством на верхней палубе из-за отсутствия надстроек.

В зарубежной печати сообщалось, что для использования системы ARAPAHO уже сейчас пригодны около 50 контейнеровозов и несколько других вспомогательных судов, способных обеспечить частичное базирование противолодочных вертолётов, которых в боевом составе и резерве морской авиации ВМС США насчитывается до 250 единиц ( и его модификации SH-3D, SH-3G, SH-3H). Такое количество вертолётов считается достаточным для обеспечения противолодочной обороны перечисленных выше вспомогательных судов по разработанной системе самообороны. Кроме того, предполагается создать специально для системы ARAPAHO новый противолодочный вертолёт с более высокими тактико-техническими характеристиками.

Судя по сообщениям зарубежной печати, система ARAPAHO признается в настоящее время наиболее перспективной и выгодной. Ее применение исключает крупные работы по переоборудованию вспомогательных судов для базирования противолодочных вертолётов, ибо составные элементы системы, заблаговременно подготовленные в торговых портах и военно-морских базах, позволят в случае кризисной ситуации, не нарушая ритма морских транспортных перевозок, за короткий срок перебросить на вспомогательные суда контейнеры и вертолёты. При этом отмечается, что установка системы ARAPAHO на судне водоизмещением около 20 тыс. т. и имеющем около 1200 контейнеров уменьшит массу перевозимого полезного груза лишь на 5—10%, что считается вполне приемлемым.

Военно морские специалисты ряда стран полагают, что разработанная система самообороны транспортных судов обеспечивает также высокую мобилизационную готовность коммерческого флота, так как на судне-носителе системы ARAPAHO остается его штатная команда, а экипажи вертолётов будут заранее выделены из состава резерва ВМС и пройдут в мирное время все виды летной подготовки. Уже сейчас для этих целей считается подготовленным летный состав противолодочных вертолётов с десантных вертолётоносцев (LPH), десантно-вертолётных кораблей-доков (LPD) и десантных кораблей доков (LSD).

К основным недостаткам системы ARAPAHO, как отмечалось в иностранной печати, относятся: необходимость постоянного базирования вертолётов на борту транспортного судна и высокая летная нагрузка в период перехода морем (около 5 летных часов в сутки на вертолёт). Кроме того, еще слабо изучено воздействие различных климатических условий на контейнеры и их оборудование.

По мнению американских военных специалистов, идея самообороны вспомогательных судов средствами противолодочных вертолётов контейнеризованного базирования будет приемлемей и для малых стран НАТО, имеющих крупный коммерческий флот (, и другие).

Судя по сообщениям зарубежной печати, система ARAPAHO представляет собой лишь один из нескольких вариантов самообороны транспортных судов на переходе морем, которые изучаются в настоящее время в странах НАТО. Гибкость использования контейнеризованных средств и систем оружия позволяет, по мнению американских военно-морских специалистов, расширить состав противолодочного вооружения. В частности, предполагается использовать в дальнейшем самолёты с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой, а также беспилотные разведывательные средства.

Все это свидетельствует о том, что командования ВМС США и ряда других стран НАТО, придерживаясь так называемого курса океанской стратегии, разрабатывают сейчас крупные проекты обеспечения морских перевозок, которые призваны играть важную роль в достижении «превосходства» на море с целью осуществления агрессивных замыслов империализма.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.