В агрессивной войне против народов Индокитая американское командование использовало в широких масштабах авиацию, которая постоянно совершала налёты не только на военные, но и на гражданские объекты. Район боевых действий был превращен в своеобразный полигон для испытаний оружия и военной техники, а также способов их применения. Изучая опыт войны и результаты испытании, командование ВВС , как сообщала иностранная печать, пришло к выводу о целесообразности иметь на вооружении самолеты, предназначенные для выполнения одной задачи. Было подсчитано, что в безъядерной войне потеря одного многоцелевого самолета, способного решать несколько тактических задач, обходится дороже ущерба, нанесенного им противнику.

Эти выводы подтвердил и созванный в 1968 году штурмовик A-7D 2, основное назначение которого — наносить удары по наземным целям в тактической глубине в любое время суток (ночью — только в простых метеорологических условиях).

штурмовик A-7D «Корсар»2Американские специалисты произвели сравнение действий по наземным целям штурмовика А-7D и истребителя-бомбардировщика F4 2 по критерию «стоимость/эффективность». Стоимость определялась затратами на закупку самолетов и их обслуживание в процессе выполнения заданий, а боевая эффективность — количеством пораженных целей. Согласно условиям соревнования радиус действия самолетов составлял 370 км, время пребывания над целью 5 мин. Самолеты, вооруженные шестью фугасными бомбами, летали к цели и возвращались обратно на малых высотах. В итоге самолет A-7D превзошел самолет F-4 по обоим показателям. Это объяснялось более низкой закупочной ценой штурмовика и более высокой точностью бомбометания.

Штурмовик A-7D, созданный на базе самолета ВМС А-7А, отличается от него в основном более мощным двигателем и составом радиоэлектронного оборудования.

Одноместный самолет A-7D имеет следующие тактико-технические характеристики: максимальный взлётный вес 19050 кг, скорость полета на высоте 1500 м. с восемью фугасными бомбами М117 1000 км/ч, скороподъёмность с боевым грузом 3700 кг 33 м/с, дальность полета (перегоночная) с подвесными баками 4800 км, практический погодок 13 500 м, длина разбега при максимальном взлетном весе 1525 м.

На самолете установлена 20-мм пушка (боекомплект 1000 снарядов) скорострельностью 4000 и 6000 выстр/мин. Бомбовая нагрузка самолета 6800 кг. Он может нести фугасные бомбы калибром 3500, 2500 и 500 фунтов, УР класса «воздух—воздух» и класса «воздух—земля», НУР «Зуни». Бомбы и снаряды подвешиваются на шести подкрыльевых пилонах и на двух узлах под фюзеляжем. На самолете установлен турбовентиляторный двигатель TF41-А-1 тягой 6465 кг (форсажный режим отсутствует).

Навигационно-бомбардировочное оборудование штурмовика включает: многофункциональную РЛС AN/APQ-126, центральную ЭВМ
AN/ASN-91, инерциально-навигационную систему AN/ASN-90, электронно-оптический прицел AN/AVQ-7, навигационно-картографическую систему CV-2622/ASN-99, доплеровскую РЛС AN/APN-190, радиовысотомер малых высот AN/APN-141, СРУ обработки данных полета СР-953/А и систему управления оружием C-8230/AWE.

В состав радионавигационной аппаратуры входят: УКВ радиостанции FM-622 и AN/ARC-51, УКВ радиоприемник AN/ARR-69, приемник системы AN/ARN-52, приемоответчик AN/ARN-72, система посадки AN/ARN-58A, радиомаяк AN/APN-154. навигационное СРУ СРО-80А.

Центральная ЭВМ обрабатывает информацию, получаемую от доплеровской РЛС, инерциально-навигационной системы и других датчиков, и выдает необходимые данные для летчика в виде символов, отметок и линий на зеркало электронно-оптического прицела. По ним летчик может управлять самолетом и вести прицельное бомбометание, не обращая внимания на приборную доску. На зеркале воспроизводятся значения: воздушной и вертикальной скоростей, высоты, угла пикирования, магнитного курса и положение вектора истинной скорости.

Положение символов, отметок и линий меняется в зависимости от положения самолета относительно местной вертикали и любой избранной наземной цели. Местоположение самолета и его курс летчик может видеть на экране индикатора навигационно-картографической системы.

Бомбометание с самолета выполняется разными способами. В частности, с горизонтального полета со средних высот, по вспомогательному ориентиру и с кабрирования после пикирования. Навигационно-бомбардировочное оборудование позволяет летчику выводить самолет на наземную цель с любого направления и сбрасывать бомбы под любым углом атаки и на разных скоростях полета.

По мнению американских летчиков, самолет имеет неплохую устойчивость по углу места и крену в широком диапазоне скоростей. Его двигатель обладает хорошей приемистостью.

Боевое «крещение» штурмовик A-7D прошел в Юго-Восточной Азии. Осенью 1972 года командование ВВС США перебросило в Таиланд (авиабазы Корат и Такли) три авиационные эскадрильи штурмовиков A-7D (72 самолета). В боевых условиях проверялись эффективность действия этого самолета и его возможности при решении разнообразных задач. По свидетельству американского журнала «Вирджиния пайлот», с 16 октября по 31 декабря 1972 года штурмовики совершили 4080 самолето-вылетов, из них 3805 в районы боевых действий. Эти вылеты распределились по задачам следующим образом: нанесение бомбовых ударов — 2982, обеспечение спасательных операции — 282, сопровождение других самолетов — 281, действия по объектам в южной части демократической республики Вьетнам — 230 и выполнение других заданий — 30.

Большая часть самолето-вылетов, произведенных с целью нанесения бомбовых ударов, была затрачена на уничтожение наземных целей в глубине обороны противника и меньшая часть — на непосредственную поддержку сайгонских войск и изоляцию района боевых действий. Каждые сутки делалось примерно 62 самолето-вылета. Среднемесячный налет одного самолета составил более 60 ч. Четвертая часть общего числа самолето-вылетов (914 из 3805) выполнена успешно (цели были поражены); 0,7 проц заданий было сорвано из-за отказов авиационной техники. Экипажи самолетов сбросили на наземные цели около 25 000 бомб (большинство из них бомбы Мк82 калибра 500 фунтов).

Иностранная печать сообщала, что со штурмовика А-7D велось более точное бомбометание, чем с других самолетов (среднее отклонение бомб от цели не превышало 10 м), поэтому он использовался для авиационной поддержки сайгонских войск и уничтожения небольших по размерам объектов, в частности железнодорожных мостов, колонн автомашин, складов.

При вылете с аэродрома Корат на авиационную поддержку своих войск штурмовик A-7D загружался 24 фугасными бомбами калибра 500 фунтов, а боекомплект его пушки составлял 1000 снарядов. Как правило, радиус действия штурмовиков был равен 650 км. Это давало возможность наносить удары по объектам, расположенным на территории западной части Южного Вьетнама, южных и западных районов Северного Вьетнама, а также на территории Лаоса (исключая крайние северные районы) и всей Камбоджи. В некоторых случаях на самолет подвешивались два топливных бака ёмкостыо по 300 галлонов, восемь бомб Мк82, а также бралось 1000 снарядов для пушки. При таком варианте загрузки он находился в районе цели около 30 мин и у него оставалось еще 1050 кг топлива для возвращения на свою базу. Если резерв топлива сокращался до 680 кг, то самолеты действовали в радиусе 880 км. Был предусмотрен вариант полета без подвесных баков, но с дозаправкой топливом в воздухе. В этом случае самолеты загружались большим количеством бомб.

На рисунке изображен один из типичных полетов штурмовика на выполнение задания по изоляции района боевых действий. Летчику для поражения двух целей предстоит выполнить полет над равниной и гористой местностью. До выруливания на старт производится корректировка высотомера, а в бортовую центральную ЭВМ вводятся магнитный курс полета и координаты: аэродрома взлета, целей, вспомогательных ориентиров, промежуточных наземных пунктов, аэродромов посадки (одновременно можно вводить данные о девяти объектах).

схема полета штурмовика

В проекционный индикатор навигационно-картографической системы закладывается 35-мм фотопленка с проявленными на ней стандартными топографическими картами различного масштаба. Во время полета изображение этих карт проецируется на экран индикатора.

После взлета и корректирования магнитного курса летчик устанавливает режим «навигация» на пульте электронно-оптического прицела. На зеркале прицела начинают высвечиваться символ самолета и другие данные, необходимые для пилотирования. Летчик выдерживает заданный маршрут путем совмещения символа самолета с командным индексом и одновременно ведет осмотр воздушного пространства. На экране индикатора навигационно-картографической системы он видит местоположение штурмовика по его отметке, привязанной к проецируемой топографической карте, а также текущий и заданный курсы. Затем производится корректировка местоположения самолета по ориентиру — металлическому мосту через реку.

На данном отрезке пути РЛС AN/APQ-126 работает в режиме обзора. Летчик выбирает способ бомбометания с пикирования по цели № 1 и вводит в ЭВМ текущие данные высоты и скорости. После опознавания цели радиолокационное изображение местности согласуется с картографическим, а на пульте управления включается режим «атака». На зеркале прицела появляются прицельная марка, индекс требуемого угла пикирования и другие данные. Перед выходом на боевой курс летчик может маневрировать, не заботясь о сохранении точной воздушной скорости или угла пикирования. Однако, к моменту автоматического сбрасывания бомб проекция пути самолета должна проходить через цель. Пилот обязан совместить на зеркале прицельную марку с визуально наблюдаемой целью и держать ее в поле зрения. Если по каким-либо причинам цель будет потеряна, то аппаратура выдает данные для повторной атаки. На схеме изображен случай, когда летчик повторяет атаку цели № 1. В момент пролета над ней он может уточнить ее координаты и ввести их в центральную ЭВМ.

Если цель имеет небольшие размеры или плохо видна, то прицеливание осуществляется по вспомогательному ориентиру (в этом случае на земле в центральную ЭВМ вводится расстояние от ориентира до цели и его азимут относительно цели).

Полет к цели № 2 проходит на малой высоте с огибанием или обходом наземных препятствий. Летчик переключает РЛС на работу в режим слежения за профилем местности впереди самолета. Пилотирование самолета также производится по данным, воспроизводимым на зеркале прицела. РЛС обеспечивает полет на высотах 175—700 м. Предупреждение о необходимости огибания наземных препятствий дается на расстоянии 16 км или 8 км от них в зависимости от выбранного профиля полета. Самолет управляется вручную.

При подходе к цели № 2, которая является контрастной, РЛС переключается в режим переднего обзора местности. Пилот на экране индикатора РЛС совмещает маркерную метку с целью и нажимает кнопку «захват». Маркерная метка остается на цели, и РЛС непрерывно выдает в центральную ЭВМ наклонную дальность до нее. На пульте электронно-оптического прицела устанавливается режим «атака» с горизонтального полета. На зеркале прицела воспроизводится линия прицеливания, прицельная марка и другая информация. Летчик ориентирует самолет по азимуту таким образом, чтобы цель находилась в плоскости падения бомбы (курсовая черта совпадает с прицельной маркой). Когда горизонтальная дальность до цели по курсу становится равной горизонтальной дальности полета боеприпаса, автоматически подается сигнал на открытие огня или сбрасывание бомб.

На обратном маршруте пилот готовится к нанесению удара по цели № 1 и атакует ее повторно. Выполнив задание, самолет возвращается на свои аэродром.

Американские летчики считают, что применение индикации показаний приборов на зеркале прицела снимает значительную часть нагрузки с летчика и обеспечивает ему непрерывный обзор воздушного пространства и местности.

При выполнении заданий экипажи избегали летать на высотах 1500 — 2100 м., где они могли попасть под эффективный огонь зенитной артиллерии, и заканчивали пикирование над целью на высотах не менее 1100 м (то есть до входа в зону огня стрелкового оружия).

Во Вьетнаме штурмовики A-7D привлекались также для решения задач поиска и спасения, которые заключались в определении местоположения сбитого летчика и защите его, сопровождении вертолетов спасательной службы и координации действий спасательных средств в районе поиска. Согласно сообщениям иностранной печати, участие в спасательных операциях было вынужденным, так как легкие штурмовики А-1 были переданы сайгонским войскам. При этом экипажам приходилось отрабатывать новые способы действий, не предусмотренные программой подготовки. Самолеты A-7D участвовали в 22 спасательных операциях. Помимо этого, штурмовики нередко включались в группу сопровождения самолетов АС-130 с выполнением функций подавления зенитного огня.

По мнению американских летчиков, самолет A-7D может вести оборонительный бой со сверхзвуковыми истребителями. Для этого на нем предусмотрена подвеска УР «Сайдвиндер» класса «воздух—воздух». На страницах иностранных журналов освещался один из вариантов такого боя. Поскольку радиус разворота штурмовика меньше, чем у сверхзвукового самолета, последний обязан будет делать маневр в вертикальной плоскости. При попытке выхода его в зону пуска управляемых ракет, возникнут большие перегрузки и атака будет сорвана. Если истребитель начнет преследовать штурмовик на вираже, с тем чтобы подготовиться к стрельбе из бортовой пушки, то в процессе разворота атакуемый может снизиться до 15 м. При дальнейшем преследовании атакующий самолет будет вынужден перейти в форсированный разворот с критическим углом, и на этом неустойчивом режиме рискует столкнуться с поверхностью земли. Если противник прекратит атаку и выйдет из боя, то пилот штурмовика сможет произвести по нему пуск ракет «Сайдвиндер» вдогон. Главное при выполнении оборонительного маневра, как подчеркивается в зарубежной печати, не опоздать с его началом, Если истребитель успеет войти в область возможных атак, то уклонение окажется бесполезным.

В зарубежной печати отмечались и некоторые недостатки самолета — невысокая точность бомбометания с использованием радиолокационного прицела вследствие большой ширины диаграммы направленности РЛС, недостаточная живучесть из-за наличия одного двигателя, сравнительно ограниченная маневренность, относительно большая длина разбега при полной загрузке.

Добавить комментарий