Стремясь противодействовать происходящему процессу оздоровления международной обстановки и преследуя явно экспансионистские цели, милитаристские круги пытаются расширять и без того огромную сеть военных баз, которыми опоясан весь мир. На этих базах сосредоточены крупные контингенты войск, в том числе авиация, считающаяся одной из важнейших мобильных ударных компонентов американского командования.

Для поддержания постоянной боеспособности своих войск на континенте и в различных районах земного шара военное руководство США создало хорошо отлаженную систему тылового обеспечения.

Организационная структура и задачи тылового обеспечения

Тыловое обеспечение ВВС, по сообщениям зарубежной печати, строится на принципе централизованного управления и полного удовлетворения потребностей авиационных командований, соединений и частей (где бы они ни находились) в материально-технических средствах как в мирное, так и в военное время.

Централизация управления заключается в едином руководстве органами тыла и последовательной подотчётности низших органов высшим, начиная от служб тыла авиационного крыла и кончая управлениями тыла министерства ВВС.

Исполнительным и организующим органом тылового обеспечения является командование тыла ВВС.

Примерная схема организации взаимодействия органов тыла ВВС приведена на рис. 1.

Примерная схема организации взаимодействии органов тыла ВВС США
Рис. 1. Примерная схема организации взаимодействии органов тыла ВВС США

Общими вопросами тыла ВВС и координации его действий с другими видами вооружённых сил занимается помощник министра ВВС по тылу и авиационным сооружениям. Через подчинённые управления он контролирует выполнение планов разработок и закупок авиационной техники и оружия, строительство всевозможных сооружений, распределение военного имущества, следит за процессом включения контрактов, ведает планами мобилизационной готовности тыловых органов и связями с авиационно-космической промышленностью.

Заместитель начальника штаба ВВС по тылу и системам вооружения через свои управления занимается вопросами оперативного материально-технического обеспечения регулярных ВВС и их резервов. Он руководит планированием, закупками, хранением, транспортными перевозками материально-технических средств и организует военную помощь ВВС других стран.

В штабах командовании ВВС (стратегического авиационного командования — САК, командования воздушно-космической обороны КВКО, военно-транспортного авиационного командования — ВТАК, тактического авиационного командования — ТАК США, командования ВВС США в зоне Тихого океана, командования ВВС США в Европе и других) также имеются органы тыла, в задачи которых входит контроль за состоянием тыловых органов подчинённых соединении и частей, обобщением получаемых от них плановых заявок, организацией хранения и перевозок материально-технических средств.

Тыловые органы воздушных армий (авиационных дивизий) призваны обеспечивать уже непосредственную деятельность частей и подразделений. В их состав, помимо административных управлений, контролирующих подчинённые органы и отвечающих за их повседневное функционирование, входят эскадрильи, на которые возложены конкретные задачи по созданию материальных запасов, снабжению вооружением и боеприпасами, обслуживанию перевозок по воздуху и т. п.

В настоящее время воздушные армии имеются в САК, ТАК, ВТАК, а также в командованиях ВВС США в зоне Тихого океана и в Европе, а авиационные дивизии — в САК. В отличие от других командований КВКО объединяет армию воздушно-космической обороны и шесть отдельных дивизий ПВО.

Авиационное крыло является основной боевой и организационно-хозяйственной единицей ВВС США. В состав крыла, кроме боевых эскадрилий (обычно трёх, в каждой 18—24 самолёта), включены две службы (инженерно-авиационная и снабжения), а также группа боевой поддержки. Они решают задачи технического обслуживания и полевого ремонта авиационной техники и вспомогательного оборудования, снабжения материально-техническими средствами, обеспечения объектов авиабазы транспортом, охраной и т. д. Здесь же ведется хранение, учёт и выдача боеприпасов подразделениям.

Авиабаза представляет собой совокупность ВПП, аэродромных сооружений, средств обеспечения полетов и эксплуатации авиационной техники. Она возглавляется командиром базы. Ему подчинены подразделения охраны и аэродромно-технического обслуживания, а также службы снабжения со складами и хранилищами.

Авиабазы, на которых базируются штабы командований, воздушных армий и воздушных дивизий, авиационные крылья и авиационные эскадрильи, являются основными пунктами материального и технического обеспечения. На них создаются определенные запасы ГСМ, боеприпасов, запасных частей, продовольствия, вещевого имущества и других средств. Через авиабазы выполняются срочные заявки на материально-техническое имущество.

Штабы САК, ТАК, командования в зоне Тихого океана, службы связи ВВС обеспечиваются авиабазовыми крыльями.

Материально-техническое имущество на авиабазы поступает по плановым заявкам (для поддержания запасов на установленном уровне) или по срочным заявкам. В последнем случае подвоз необходимых материалов осуществляется, как правило, воздушным транспортом. Для перевозок в пределах территории США часто привлекаются по контрактам самолёты гражданских авиакомпаний, а для доставки грузов за границу — преимущественно военно-транспортные самолёты. Для обслуживания боевых подразделений на передовых (необорудованных) аэродромах от авиакрыла выделяются команды обеспечения действии самолётов. Им предаются аэротранспортабельные комплекты оборудования для аэродромного и технического обслуживания самолётов. Расходное имущество (боеприпасы, ГСМ и другое) по мере необходимости доставляется на вышеуказанные аэродромы воздушным транспортом.

Командование тыла (вспомогательное командование) представляет собой главный орган материально-технического обеспечения штабов соединений, частей и подразделений регулярных ВВС и резерва ВВС как в мирное, так и в военное время. К числу основных его задач относят:

  • содержание и сохранение боевой техники и систем оружия в постоянной боеготовности;
  • определение потребностей закупки запасных частей, военного имущества, боевых машин и оборудования;
  • ремонт и модернизация самолётов, ракет и другой техники;
  • распределение и транспортировка материальных средств к месту назначения;
  • приобретение ГСМ, распределение их по авиационным частям и подразделениям;
  • учёт и хранение устаревшей авиационной техники и оружия;
  • разработка регламентирующих документов по тыловому обеспечению.

Кроме того, на это командование возложена обязанность оказывать помощь в материально-техническом обеспечении ВВС союзных стран. В 1974 году оно поддерживало связь с ВВС 60 стран.

По состоянию на начало 1975 года в командовании тыла насчитывалось около 10 000 военнослужащих и 93 500 вольнонаёмных. Штаб командования находится на авиабазе Райт-Паттерсон, штат Огайо.

Организационно командование тыла состоит из пяти центров материально-технического обеспечения (МТО), четырёх специализированных центров и авиабазового крыла (рис. 2). Каждый центр МТО специализируется на обслуживании и ремонте определённой авиационной и ракетной техники и систем оружия, а также выполняет работы для потребителей независимо от их удаленности от центра.

Общая схема организации командования тыла ВВС США
Рис. 2. Общая схема организации командования тыла ВВС США

Огденский центр МТО ответствен за материально-техническое обеспечение стратегических ракет, тактических истребителей F-4 , F-101 «Вуду», снабжение частей и подразделений обычным авиационным оружием и боеприпасами, фотографическим оборудованием, колёсами, тормозами, агрегатами шасси самолётов.

Оклахомский центр МТО занимается ремонтом и модернизацией стратегических бомбардировщиков В-52 «Стратофортресс» и заправщиков КС-135, ракет-ловушек, управляемых авиационных пакет, некоторых реактивных двигателей, систем управления и наведения, а также гидравлического и измерительного оборудования. Этому центру поручено руководить работами по созданию системы .

Сакраментский центр МТО обслуживает истребители-бомбардировщики F-111 «Аардварк», F-105 «Тандерчиф» и другие самолёты, все системы слежения ПВО и бортовые системы обнаружения целей.

Сан-Антонийский центр МТО отвечает за ремонт и модернизацию самолётов С-5, F-106 «Дельта Дарт», F-5E и других, некоторых бортовых систем, девяти образцов двигателей, систем жизнеобеспечения, ядерных головных частей, а также за снабжение ГСМ частей и подразделений.

Уорнер-Робинский центр МТО выполняет задачи по материально-техническому обслуживанию самолётов F-15 , С-141 и других, вертолетов, тактических управляемых ракет, бортовых систем управления огнем и систем связи.

Специализированные центры занимаются следующими видами работ.

Центр ремонта авиационной техники по контрактам заключает контракты с частными фирмами на ремонт, модернизацию и обслуживание авиационной техники, аэродромных и других вооружений ВВС.

Центр складирования авиационной техники ведет учёт и хранение снятых с вооружения самолётов и вертолётов ВВС, ВМС и сухопутных войск (рис. 3).

Законсервированные самолёты в центре складирования авиационной техники
Рис. 3. Законсервированные самолёты в центре складирования авиационной техники

Центр ремонта систем наведения и метрологического оборудования производит различные виды ремонта инерциальной аппаратуры ракет и самолётов, а также обслуживание и калибровку стационарных и передвижных измерительных приборов.

Медицинский центр изучает функциональную деятельность организма летчика при больших перегрузках, длительных полетах и при переутомлении. Здесь разрабатываются профилактические мероприятия, способствующие сохранению нормальной физической формы лётного состава, ведутся работы по совершенствованию летного обмундирования, даются консультации и рекомендации по распорядку дня, питанию и порядку распределения внимания летчиков в полете. В функции центра входит также участие в разработке авиационных кабин и кресел, органов управления и панелей в кабинах.

Авиабазовое крыло обеспечивает деятельность штаба командования, управление воздушным движением в районе авиабазы, а также воздушные переброски личного состава и грузов в пределах компетенции начальника штаба. Все переброски выполняются на самолётах ВТАК, а также воздушными, морскими и наземными транспортными средствами, арендуемыми у гражданских компании и ведомств. Срочные грузы перевозятся на заморские территории военно-транспортными самолётами. В зарубежной печати сообщалось, что на европейские ТВД регулярно совершают полеты самолёты С-5. Во время войны 1973 года на Ближнем Востоке этими самолётами за 38 суток доставлено из США в 11 000 т. военных грузов.

Командование тыла располагает автоматизированной информационной системой, основу которой составляют быстродействующие ЭВМ. ЭВМ этой системы имеются в штабах ВВС и командовании тыла, центрах МТО и на основных авиационных базах. Система позволяет вести учёт запасов материально-технических средств, поиск необходимого имущества, рассчитывать необходимое количество транспорта для подвоза грузов в назначенные районы, составлять перспективные планы, готовить отчёты о состоянии МТО и решать ряд других задач, связанных с тыловым обеспечением войск.

Центры МТО через эту систему получают с авиабаз срочные заявки и после их обработки составляют задания для исполнителей.

В настоящее время автоматизированная информационная система оснащается ЭВМ третьего поколения. По мнению зарубежных военных специалистов, это позволит увеличить объем вводимой в ЭВМ информации и ускорить процесс её поиска.

Материально-техническое обеспечение на ТВД

В организации и развертывании тыловых органов на ТВД американское командование имеет определенный опыт, полученный в ходе агрессивной воины в Юго-Восточной Азии.

О масштабе и интенсивности работы тыловых органов ВВС США в этом районе можно судить по приведенным в иностранной печати данным расхода авиацией боеприпасов и горючего. Здесь за время войны американские боевые самолёты сбросили бомб в три с лишним раза больше, чем за всю вторую мировую войну. Только за период 1965—1970 годов они израсходовали 5040 тыс. т. боеприпасов. В 1965 году каждый месяц самолёты потребляли горючего 11300 тыс. л., а в 1968 году — 680 400 тыс. л.

Общее руководство и контроль за материально-техническим обеспечением ВВС в Юго-Восточной Азии осуществлял штаб командования ВВС в зоне Тихого океана (авиабаза Хикам, Гавайские о-ва). Как сообщалось в зарубежной печати, сеть МТО этого командования включала более 40 авиабаз снабжения, связанных с автоматизированной информационной системой тыла. Непосредственное тыловое обеспечение частей ВВС США, дислоцировавшихся в Юго-Восточной Азии, было возложено на штаб 13 ВА (авиабаза Кларк, Филиппины) командования ВВС в зоне Тихого океана.

Авиационные части и подразделения в Южном Вьетнаме снабжались тыловыми органами 7 ВА, штаб которой находился вблизи Сайгона.

Как отмечалось в зарубежной печати, с началом активных боевых действий в Южном Вьетнаме были построены новые и усовершенствованы имеющиеся авиабазы. Авиационные части, прибывавшие в Южный Вьетнам, брали с собой комплекты запасных частей и военного имущества на 30 суток боевых действий. Одновременно на авиабазы доставлялись комплекты других необходимых предметов. Всего существовало более 200 типовых комплектов.

Снабжение авиационными боеприпасами происходило по системе «специальный экспресс». Морские суда прибывали в порты Юго-Восточной Азии и находились там в качестве плавучих складов до тех пор, пока не кончались имеющиеся на их борту запасы. В последующем были созданы стационарные склады.

Горючее для самолётов хранилось на складах (расположенных в районах авиабаз) в «мягких» резервуарах емкостью 220 куб.м. или в металлических резервуарах емкостью 1200 куб.м. В ряде районов были построены наземные и подземные трубопроводы для перекачки горючего из морских портов на склады. В экстренных случаях горючее на авиабазы доставлялось транспортными самолётами.

Обеспечение ВВС предметами снабжения общего назначения (обмундирование, питание, личное оружие, боеприпасы и т. п.) осуществлялось сформированным в Южном Вьетнаме тыловым командованием сухопутных войск и подчинёнными ему тремя районами снабжения. Районы располагали 45-суточным запасом и отвечали за снабжение всех войск, расположенных в их пределах.

Специфические условия боевых действий ВВС США в Юго-Восточной Азии обусловили и соответствующую организацию подвоза материально-технических средств на ТВД из США и с баз снабжения в зоне Тихого океана. Большое удаление основных баз снабжения от войск вынуждало командование США создавать значительные запасы военного имущества в районах боевых действий.

Морской транспорт использовался преимущественно для планомерного подвоза военного имущества, а воздушный доставлял его из США в Юго-Восточную Азию по срочным заявкам а также перевозил грузы в пределах ТВД. Тяжелые самолёты ВТАК ВВС С-5 и С-141 доставляли военную технику и имущество на специально оборудованные авиабазы, с которых затем они перебрасывались по воздуху на другие базы частей RBC и сухопутных войск самолётами С-130, С-123 и С-7. Самолёты транспортной авиадивизии, оперативно подчинённой 7 ВА, в 1970 году совершали ежедневно до 1200 самолёто-вылетов в пределах ТВД. В состав этой дивизии входили:

  • центр управления воздушными перевозками;
  • полевые отделения центра, создаваемые на крупных авиабазах;
  • отряды погрузочно-разгрузочных работ и другие подразделения.

В зарубежной печати отмечалось, что широкое применение самолётов для переброски предметов снабжения на ТВД и в его пределах позволило в дальнейшем снизить размеры запасов материально-технических средств на авиабазах с 30- до 15-дневной потребности.

Таким образом, в задачи службы тыла на ТВД входило снабжение частей и подразделений военным и техническим имуществом, распределение его по авиабазам в зависимости от характера боевых действий, создание запасов материально-технических средств, хранение и учёт их. Кроме того, служба тыла также осуществляла обслуживание и охрану аэродромных объектов.

Организация тылового обеспечения на ТВД, как полагают иностранные военные специалисты, зависит от многих факторов, и прежде всего от удаленности органов снабжения от континента, характера самого ТВД, наличия морских и сухопутных коммуникаций, интенсивности и размаха боевых действий. Однако считается, что в любом случае в основе тылового обеспечения должно лежать централизованное управление с подчинением всех органов тыла начальнику штаба ВВС на ТВД, который будет руководить ими через своих заместителей. Основными пунктами снабжения частей и подразделений на ТВД станут авиабазы.

Добавить комментарий