Воздушные командные пункты вооруженных сил США

Военно-воздушные силы /
В последние годы произошли значительные позитивные сдвиги в отношениях между государствами благодаря неустанной и последовательной борьбе, которую ведут страны социалистического содружества во главе с Советским Союзом за разрядку международной напряженности в Европе и во всем мире. Однако империализм не изменил своей антинародной реакционной сущности и продолжает процесс подготовки к войне, увеличивая и без того огромные военные бюджеты, накапливая и совершенствуя военную технику и оружие, в том числе и ракетно-ядерное. Ни в одной капиталистической стране этот процесс не достиг такого огромного размаха, как в . Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в вооруженных силах США создаются новые и совершенствуются уже имеющиеся воздушные командные пункты (ВКП), основное назначение которых — управление войсками в ракетно-ядерной войне в случае выхода из строя наземных командных пунктов.

ВКП являются важной составной частью глобальной системы управления вооруженными силами США. Они, как можно судить по материалам зарубежной печати, подразделяются на ВКП комитета начальников штабов (КНШ) — раньше назывались национальными ВКП, стратегического авиационного командования (САК), объединенных командований вооруженных сил в Европейской зоне, в зонах Атлантики и Тихого океана. Всего в глобальной системе управления насчитывается не менее 40 самолетов, оборудованных под ВКП. Помимо этого, в ВВС имеется личный самолет президента и другие правительственные самолеты, которые в случае всеобщей войны глава государства и его помощники могут использовать для руководства страной и вооруженными силами.

С 1962 года в качестве ВКП используются специально оборудованные самолеты ЕС-135 разных модификаций (А, С, G, H, К, L), построенных фирмой «Боинг». Экипаж самолета 5 человек, оперативная группа состоит из 11 и более человек, ее возглавляет генерал. Все ВКП и правительственные самолеты входят в соответствующие командования ВВС и обслуживаются их личным составом.

ВКП комитета начальников штабов оборудованы на трех самолетах ЕС-135, которые базируются на авиабазе Эндрюс (штат Мэриленд). Они не несут дежурства в воздухе, но один из них постоянно находится в 15-минутной готовности к вылету. В угрожаемый период или с началом войны самолеты могут быть подняты в воздух, на их борту будут находиться члены правительства и высший командный состав для стратегического руководства вооруженными силами.

На самолетах установлена специальная радиоэлектронная аппаратура, позволяющая руководящему составу министерства обороны поддерживать связь с основными и запасными наземными командными центром (КЦ) комитета начальников штабов и КП САК (рис. 1).

Схема радиосвязи ВКП САК
Рис. 1 Схема связи ВКП САК

ВКП САК предназначаются для управления стратегическими силами в случае выхода из строя наземных командных пунктов.

В настоящее время на вооружении САК находится более 20 самолетов ЕС-135, 5 из них, по сообщениям иностранной печати, несут поочередные круглосуточные дежурства в воздухе (каждый по 8 ч). Дежурный ВКП совершает посадку лишь после получения подтверждения о взлете следующего самолета.


Оборудование ВКП САК позволяет поддерживать двустороннюю связь с КЦ комитета начальников штабов, командными пунктами САК и НОРАД. В состав оборудования входят: радиостанции, работающие в сверхдлинноволновом (СДВ), длинноволновом (ДВ), коротковолновом (КВ) и ультракоротковол новом (УКВ) диапазонах волн; телетайпы; переговорные устройства и аппаратура отображения оперативной информации. Размещение и назначение помещений в самолете ПС-135, предназначенном для выполнения задач ВКП САК, показано на рис. 2. На страницах иностранных журналов сообщалось, что сейчас могут производиться пуски МБР по командам с борта ВКП САК.

ВКП САК
Рис. 2 ВКП САК (самолет EС-135: 1. 2, 3 — помещения для размещения радиоэлектронной аппаратуры, предста­вителей штабов и оперативного состава

ВКП объединенных командований вооруженных сил в Европейской зоне, в зонах Атлантики и Тихого океана не привлекаются к боевому дежурству в воздухе, но поднимаются в воздух по тревоге или во время учений. Они используются в качестве запасных ВКП и имеют радиосвязь с наземными КП своих зон, а также с основным и запасным КЦ комитета начальников штабов. Таких ВКП насчитывается более 10.

Правительственные самолеты предназначены для перевозки президента, вице-президента и других официальных лиц как в пределах своей территории, так и в другие страны. Все эти самолеты входят в состав 89-го транспортного авиационного крыла военно-транспортного авиационного командования ВВС США. Крыло дислоцируется на авиабазе Эндрюс. На самолете президента (дальность полета около 12 000 км) находятся рабочая комната, салоны для его помощников и охраны, а также помещение с пультами управления средствами связи С самолета можно устанавливать связь с наземными и воздушными командными пунктами вооруженных сил США. Для этих целей на нем имеются:
— Три приёмо-передающие станции УКВ диапазона (две для дуплексной телетайпной связи и одна для телефонных переговоров с абонентами). С их помощью через наземную автоматизированную систему передаются распоряжения высший органам управления вооруженными Силами, а через самолеты-ретрансляторы — ВКП комитета начальников штабов и САК;
— Три приемопередатчика и два приемных устройства КВ диапазона лля связи на большие расстояния;
— Три УКВ радиостанции. Одна из них дает возможность президенту через сеть наземных ретрансляционных пунктов устанавливать контакты с министерством обороны и Белым домом. С помощью двух других обеспечиваются безопасность полета и подготовка к встрече главы государства;
— Аппаратура спутниковой связи, которая позволяет по телетайпной линии связываться через спутники с наземными центрами управления вооруженными силами.

Во время стоянки самолета президента через входные и выходные оконечные устройства его аппаратуру можно подключать к наземным линиям связи. Всего на самолете установлено 18 телефоных аппаратов и 2 телетайпа. Одновременно обеспечивается до 10 телефонных разговоров.

Экипаж самолета состоит из двух пилотов, одного штурмана, двух бортинженеров, двух операторов связи, шести стюардов и четырех человек охраны.

Если самолет с президентом на борту находится в воздухе, то принимаются определенные меры безопасности. В частности, по телетайпным линиям президенту посылаются доклады о степени готовности вооруженных сил, устанавливаются контакты с ВКП комитета начальников штабов и другими ВКП, которые находятся в воздухе.

Глобальный метеорологический центр ВВС США, расположенный на командном пункте САК, систематически передает экипажу самолета сводку погоды на маршруте. При полете над океаном в воздух поднимаются самолеты спасательной службы ВМС США. Они летят на таком расстоянии от самолета президента, которое можно преодолеть за 30 мин. Данные о местонахождении самолета регулярно передаются на командный пункт ВВС в Пентагоне. При полетах его над территорией США информация о нем поступает в министерство обороны от федерального управления гражданской авиации

Совершенствование существующих и создание новых ВКП


С 1967 года в соответствии с программой «Пакс-Ада» для ВКП разрабатывалась автоматизированная система обработки данных, которая предназначалась для повышения эффективности работы оперативной группы. В 1969 году проводились оценочные летные испытания системы (для этих целей был оборудован один самолет). Но система не была принята на вооружение. Иностранные военные специалисты объясняют это тем, что она не решает всего комплекса задач, которые в настоящее время ставятся перед современными ВКП. Поэтому в 1972 году министерство обороны США утвердило программу создания новых ВКП. согласно которой предусматривалось увеличить возможности ВКП за счет использования новых самолетов и установки на них современного оборудования. В качестве воздушного командного пункта был избран самолет Боинг 747, обладающий лучшими тактико-техническими характеристиками и имеющий большую полезную площадь, чем самолет ЕС-135. Общая полезная площадь самолета 410 кв.м. В верхней части его фюзеляжа должна разместиться кабина экипажа, в средней — помещения для руководящего и оперативного состава, а также комната отдыха, в нижней части — складские помещения и отсек для электронного оборудования.

За счет большей полезной площади на новом ВКП планируется увеличить количество оперативного состава, разместить дополнительное оборудование (в частности, автоматизированную систему обработки данных и аппаратуру спутниковой радиосвязи), а также обеспечить защиту радиооборудования от воздействия электромагнитного импульса ядерного взрыва.

Выполнение программы намечено осуществлять в два этапа. На первом этапе на трех самолетах Боинг 747 устанавливается оборудование управления и связи, снятое со старых самолетов ЕС-135 Они получают обозначение Е-4А. Первый испытательный полет самолета Е-4А был совершен с аэродрома фирмы «Боинг» в июне 1973 года. В январе 1974 года на авиабазе Киртленд (штат Нью-Мексико) были закончены испытания второго самолета Е-4А, в процессе которых изучалось воздействие электромагнитного импульса ядерного взрыва на бортовую электронную аппаратуру. В настоящее время этот самолет находится в Гринвилл (штат Техас), где представители фирмы «Электроник системз» проводят работы по монтажу бортового оборудования. По данным иностранной печати, передача первого самолета Е-4A ВВС должна была состояться в конце 1974 года. На втором этапе намечается разработать новое оборудование управления и связи и установить его на четырех самолетах Боинг 747. На первых трех самолетах Е-4А предполагается также заменить старое оборудование новым. После этого самолеты получат наименование Е-4В (рис. 3), из них три должны использоваться в качестве ВКП комитета начальников штабов, три — ВКП САК и один — резервного ВКП. Головным подрядчиком по строительству новых ВКП является фирма «Боинг». Она отвечает за разработку, изготовление новою оборудования управления и связи и установку его на самолетах Е-4B.

Схема ВКП САК E-4A

Новое оборудование, по мнению американских военных специалистов, позволит шире использовать сверхдлинноволновую и спутниковую связь для установления контакта с другими ВКП и атомными ракетными подводными лодками. Считается, что наиболее сложные проблемы возникают при изготовлении аппаратуры обработки данных и размещении ее на самолете, поскольку это связано с большими габаритами ЭВМ, наличием многочисленного вспомогательного оборудования, а также с необходимостью обеспечения электромагнитной совместимости различного электронного оборудования, находящегося на борту самолета. Предполагается, что оно будет более чем на 20 т. тяжелее оборудования самолета EС-135.

По оценке американских военных специалистов, общие расходы на создание системы новых ВКП составят около 500 млн. долларов. По заявлению министра обороны США Шлесинджера, новые ВКП будут оставаться на вооружении в течение 10 — 25 лет.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.