Основываясь на опыте многолетней агрессивной войны в Индокитае и израильской агрессии против арабских государств, американское командование продолжает активно совершенствовать формы и методы ведения боевых действий с использованием различных средств вооруженной борьбы.

В тактике боевых действий американских сухопутных войск большое внимание уделяется широкому применению вертолетов различных типов, в том числе разведывательных. По мнению командования армии США, «действия вертолетов настолько связаны с ведением наземного боя, что их можно считать почти неотъемлемым элементом соединений и частей сухопутных войск».

Уже с самого начала появления вертолетов на их экипажи возлагались разведывательные задачи. В последующем были созданы специальные разведывательные вертолеты, количество которых непрерывно увеличивалось, и в настоящее время они состоят в штатах частей, соединений и объединений американских сухопутных войск. Например, в бригадах имеется по четыре разведывательных вертолета, броне-кавалерийских полках — по 17, дивизиях всех типов — по 34 (в аэромобильной около 100). В составе всего вертолетного парка сухопутных войск США их удельный вес составляет свыше 30%.

Основными типами разведывательных вертолетов в армейской авиации США являются OH-6А и OH-58А . Оба они относятся к классу легких, экипаж по два человека, максимальная скорость у земли около 210 км/ч, дальность полета до 500 км. Каждый из них имеет оптический прицел и вооружен шестиствольным пулеметом калибра 7,62 мм или установкой с 40-мм гранатометом.

Пентагон выдал промышленности заказ на изготовление специального разведывательного вертолета. Он должен быть небольшим, легким, маневренным, способным действовать на предельно малых высотах совместно с вертолетами огневой поддержки. При этом стрелково-пушечное вооружение будущего разведывательного вертолета предназначено в основном для выполнения оборонительных функций, чтобы не отвлекать летчиков от выполнения их основных задач.

По оценке американских военных специалистов, разведывательные вертолеты по сравнению со всеми другими разведывательными средствами сухопутных войск имеют следующие преимущества: высокие мобильность и маневренность, а также достаточно высокую скорость передвижения. Они оснащены надежными средствами связи и способны немедленно уничтожать выявленные цели.

Изучение опыта боевых действий показывает, что воздушная разведка, ведущаяся в сухопутных войсках с вертолетов, значительно эффективнее разведки с самолетов, так как она проводится на небольших скоростях (200—240 км/ч), позволяющей более детально изучить объекты. К недостаткам разведывательных вертолетов относят их уязвимость.

Опыт ведения разведки с вертолетов в боевых условиях сравнительно небольшой, так как она велась лишь в ограниченных войнах (в Индокитае и на Ближнем Востоке). Однако зарубежные специалисты считают, что в настоящее время необходимо значительно расширить круг задач разведывательных вертолетов. Это объясняется заинтересованностью командования сухопутных войск в получении своевременных разведывательных данных и прежде всего о ракетно-ядерных средствах и высокомобильных бронетанковых частях и соединениях противника. Высокая подвижность этих объектов вынуждает вести за ними постоянное наблюдение

Разведывательные вертолеты поддерживают наземную разведку, осуществляют с ней тесное взаимодействие, наводят ее на объекты противника, вскрывают цели для нанесения ядерных ударов, корректируют огонь артиллерии и выполняют ряд других заданий общевойсковых командиров.

Кроме выявления ракетно-ядерных средств, важной задачей воздушной разведки с вертолетов являемся поиск передовых отрядов, танковых и механизированных частей и подразделений противника, а также установление постоянного наблюдения за ними.

В ходе маневренных боевых действий сухопутных войск возможно образование разрывов в линии боевого соприкосновения с противником, через которые могут прокачиваться его мобильные группы. Наблюдение за флангами и разрывами в боевых порядках является еще одной важной задачей разведывательных вертолетов.

Большие задачи возлагаются на экипажи разведывательных вертолетов по обеспечению высадки воздушных десантов. Они разведывают планируемые районы высадки, места сбора переброшенных по воздуху подразделений и пути их выдвижения, рельеф местности, условия маскировки при полете транспортно-десантных вертолетов над территорией противника, ПВО в районе высадки и на маршруте, противотанковую оборону противника и т.п.

Разведывательные вертолеты используются также для уточнения переднего края расположения войск противника, маршрутов выдвижения своих войск, взорванных мостов, завалов и районов с повышенными уровнями радиации. Планируется применять их и для высадки групп глубинной войсковой разведки.

Обычно разведка с вертолетов организуется следующим образом. Заявка на воздушную разведку, подаваемая командирами подразделений и частей сухопутных войск, последовательно проходит вышестоящие инстанции и утверждается на том уровне, где она может быть удовлетворена (дивизия, корпус, полевая армия), то есть в соединениях и объединениях, имеющих подразделения армейской авиации. После утверждения, заявка направляется в отделение управления воздушным движением. Эффективность ведения разведки достигается одновременным получением данных, передаваемых с борта вертолета, как в центрах управления боевыми действиями полевой армии, армейского корпуса и дивизии, так и в бригадах и батальонах.

Согласно уставам и наставлениям армии США, воздушная разведка с вертолетов делится на обычную и разведку боем. По способам выполнения она подразделяется на полеты для наблюдения и полеты на доразведку (главный вид). Первые предпринимаются с цепью слежения за передвижениями войск противника и их действиями в обширном районе. Они ведутся планомерно и с минимальным напряжением. Полеты на доразведку выполняются для получения подробных данных об отдельных объектах, расположенных на небольшой площади или на ограниченны маршрутах.

Иногда проводится командирская разведка с использованием вертолетов, в которой участвуют общевойсковой командир соединения, части и офицеры его штаба. Осуществляется она чаще всего для ознакомления с предстоящим районом боевых действии.

Разведывательные вертолеты могут также включаться в состав группы вертолетов огневой поддержки, выделенной для поиска и борьбы с танковыми подразделениями противника, прорвавшимися на флангах и в разрывах боевых порядков войск. Командир такой поисково-ударной группы обычно располагается на разведывательное вертолете.

Разведка с вертолетов ведется в основном путем визуального наблюдения и фотографирования, а также с помощью радиоэлектронной аппаратуры. В настоящее время завершается разработка аппаратуры звуковой разводки наземных объектов, предназначенной для установки на вертолеты.

Визуальное наблюдение ведется с помощью биноклей, в том числе и в инфракрасном спектре излучения. Как правило, экипажи вертолетов предварительно изучают маршрут, чтобы четко знать ориентиры на местности, а также в каком направлении и под каким ракурсом они могут появиться в процессе полета. Экипажи разведывательных вертолетов должны твердо знать как опознавательные признаки, так и характерные особенности боевого применения разведываемых объектов (выполняемые задачи, место в боевом или походном порядке и т. д.). Общая глубина наблюдения с помощью биноклей зависит от высоты полета, условий видимости, характера объекта и его деятельности Она может доходить до 10—12 км

При ведении визуального наблюдения ночью в районе расположения объектов могут создаваться световые ориентиры и производиться освещение местности в течение всего времени наблюдения. Ближайший рубеж освещения может находиться на расстоянии нескольких сотен метров от передовых подразделений своих войск. Считается необходимым дополнять дневную воздушную разведку ночной, чтобы обеспечить непрерывность наблюдения, и особенно за позициями артиллерии и выдвигающимися резервами.

Фотографирование с вертолетов находит довольно широкое применение. Но при этом используется в основном перспективное фотографирование, так как плановое фотографирование с предельно малых высот не эффективно. Чаще всего фотографируются оборонительные позиции войск, переправы и дороги с территории, занятой своими войсками. При высоте полета до 2000 м. и удалении от линии фронта 1—3 км глубина фотографирования может достигать 10 км и более. На этой глубине могут быть вскрыты боевые порядки войск, командные пункты частей и соединений, позиции ядерного оружия и полевой артиллерии и другие важные объекты.

Радиоэлектронная разведка с вертолетов подразумевает прежде всего телевизионную (ТВ) и радиотехническую разведку. Как сообщает иностранная печать, ТВ аппаратура оказалась весьма удобной для ведения этого вида разведки.

Телевизионная камера обеспечивает передачу изображения объекта непрерывно и независимо от маневрирования вертолета по горизонтали и вертикали, и таким образом достигается стабильность информации. Дальность устойчивой передачи телевизионных сигналов с вертолётов может составлять 50 км и более.

Ожидается принятие на вооружение ТВ аппаратуры с высокой чувствительностью для разведки при слабой освещенности местности. Не исключается применение на вертолетах и РЛС с боковым обзором, чтобы обеспечить значительную глубину ведения воздушной разведки.

Большое внимание уделяется разработке шлемных прицелов для ночного видения, сопряженных с бортовыми цифровыми вычислительными машинами. На разведывательных вертолетах армии США имеется бесподсветочный электронно-оптический бинокулярный прибор с полем зрения 40°. Устанавливаются также инфракрасные станции бокового и переднего обзора. Таким образом, на борту разведывательных вертолетов предусматривается комбинированное использование приборов ночного видения и радиотехнических средств.

По-прежнему выполнение воздушной разведки на вертолетах затрудняется порывистым ветром, значительными осадками н плотным туманом. Допустимыми условиями погоды, при которых возможна воздушная разведка на вертолетах, считается: высота нижнего края облачности 65 м, горизонтальная видимость 700 м.

Ведение воздушной разведки на вертолетах осуществляется обычно парами. Один из них ищет и опознает цель, другой прикрывает его огнем, а при сбитии — спасает. Разведывательные вертолеты чаще всего проводят полеты на предельно малых высотах, маскируются за складками местности, прижимаясь к земле, с кратковременным набором высоты.

Считается, что такими действиями вертолеты смогут уменьшить вероятность их обнаружения радиолокационными станциями противника и снизить огневые возможности его зенитных средств.

В этих же целях экипажи вертолетов могут выбирать маршруты полетов в обход районов боевых действий войск. Данный вариант считается типовым при поиске с вертолетов передовых отрядов и выдвигающихся резервов противника.

Обнаружение выдвигающихся колонн противника с вертолетаРазведывательный вертолет выходит в полосу, не занятую войсками, и по пыли и выхлопным газам на удалении до 10 км определяет наличие движущейся танковой и механизированной колонны (рис. 1). Затем, используя складки местности, сближается с колонной на расстояние 2—4 км (рис. 2) и устанавливает наблюдение. При этом экипаж вертолета выбирает скрытое положение, например, за обратными скатами возвышенности, и, набрав высоту 4— 6 м, в течение 8—10 с ведет визуальное наблюдение и фотографирование выдвигающейся колонны противника.

При достаточно подавленной ПВО противника поиск объектов экипажем вертолета осуществляется двумя способами (рис. 3): методом галсирования и расходящегося квадрата. Во втором случае вертолет разворачивается на 90° после каждой минуты полета, затем после 2 мин, 3 мин и так далее.

Способы поиска разведываемых объектов экипа­жем разведывательного вертолетаДля лучшего выполнения задач и целеустремленной разведки экипаж вертолета, как правило, подбирается из числа офицеров сухопутных войск, хорошо знаюших тактику общевойскового боя в звене рота — батальон.

Командование армии США считает, что и впредь роль и значение разведывательных вертолетов в обеспечении 6oeвых действий войск будут возрастать, а объем сведений о противнике, добываемый с их помощью, будет постоянно увеличиваться.

Добавить комментарий