Одна из важных задач армий агрессивного блока при их подготовке к проведению наступательных действий, по мнению иностранных военных специалистов, — создание в минно-взрывных оборонительных заграждениях проходов для наступающих подразделений.

Проходы в минных полях противника, как отмечается в зарубежной печати, должны создаваться в период огневой подготовки под прикрытием огня пехоты и артиллерии. Считается, что для пропуска танков, БМП, БТР и артиллерии подразделений первого эшелона ширина проходов должна быть не менее 7,2 м. В последующем для вторых эшелонов и резервов проходы предусматривается расширять до 14,4 м. Для каждой танковой или пехотной роты первого эшелона в минных заграждениях перед передним краем обороны противника проделывается не менее двух проходов. В зависимости от построения боевого порядка на участке прорыва дивизии считается необходимым иметь 12 и более проходов. Для пехотных подразделений, кроме того, в противопехотных минных полях устраиваются проходы-тропы шириной 0,3—1,8 м, которые в последующем также расширяются.

Проходы предусматривается проделывать вручную, а также механическим, взрывным или комбинированным способом. Ручной способ считается весьма трудоёмким, требующим значительных затрат времени. Его рекомендуется применять при скрытном устройстве проходов в своих минных полях в период подготовки к наступлению. При механическом способе используются противоминные тралы. Взрывной способ устройства проходов военные специалисты стран НАТО считают наиболее эффективным. Для этих целей служат удлинённые заряды разминирования и специальные снаряды сапёрных танков (например, американские сапёрные танки М748 вооружены 165-мм короткоствольными орудиями). Кроме того, предполагается применять разрабатываемые боеприпасы объёмного взрыва, которые будут доставляться на минные поля самолётами, вертолётами (реактивными снарядами). В некоторых случаях устраивать проходы предусматривается с помощью огня артиллерии или нанесения бомбовых ударов авиацией.

Основным средством взрывного траления за рубежом считаются удлинённые заряды разминирования. При взрыве такого заряда на минном поле образуется свободная от мин полоса. По конструкции заряды бывают гибкие и жёсткие (сочленяемые из отдельных звеньев). В первых применяются пластичные ВВ в мягких оболочках или отдельные сосредоточенные заряды, соединённые детонирующим кабелем (в виде цепных блоков). Гибкие удлинённые заряды, как правило, находятся в специальных контейнерах (ящиках, зарядных устройствах). Заряды, состоящие из отдельных звеньев в металлических трубчатых оболочках, собираются вблизи минных полей непосредственно перед устройством проходов в минных полях при планомерной подготовке наступления.

На минные поля заряды могут доставляться различными способами. С воздуха они набрасываются с помощью реактивных двигателей, по грунту наталкиваются или буксируются тягачами, а по воде (морские заряды) доставляются с помощью специальных плавсредств.

Гибкие заряды разминирования, подаваемые на минные поля с помощью реактивных двигателей, запускаются со специальных позиций, на которых им придают заданное направление и угол возвышения для полёта на определённую дальность. Чтобы не было скручивания зарядов при падении на грунт, в них используются парашютные, тросовые и другие тормозные устройства. Взрываются заряды после падения на грунт.

Жесткие удлинённые заряды собираются из отдельных звеньев на удалении до 2 км от передней границы минного заграждения и затем наталкиваются на него с помощью сапёрных или основных боевых танков. При этом сами танки на минные заграждения не заходят, а для подрыва зарядов из танкового пулемета ведется стрельба по взрывным устройствам с пулевым замыкателем.

При разработке зарядов разминирования иностранные специалисты стремятся к тому, чтобы с их помощью можно было проделывать проходы, достаточные для пропуска основной боевой техники в заграждениях, созданных из мин любой взрывоустойчивости. Тактико-технические характеристики некоторых зарядов разминирования иностранных армий приведены в таблице.

Тактико-технические характеристики зарядов разминирования

Тактико-технические характеристики зарядов разминирования

Согласно специальным наставлениям армий стран НАТО для применения удлинённых зарядов разминирования необходимо знать переднюю границу и глубину минного поля, а также типы мин. Поэтому устройству проходов должна предшествовать разведка минных полей.

Заряды разминирования подготавливают специально выделенные расчеты сапёров. Кроме того, эти же подразделения обозначают маршруты подходов к минному полю и его границы вешками или ориентирными знаками, проверяют проходы после взрыва зарядов, уничтожают оставшиеся в проходах мины и пропускают по ним войска. Проходы обозначаются и ограждаются в соответствии с требованиями стандарта НАТО (рис. 1).

Обозначение прохода в минном заграждении по стандарту НАТОРис. 1. Обозначение прохода в минном заграждении по стандарту НАТО

Заряды для устройства проходов в противотанковых минных заграждениях

Заряд М173 () предназначен для создания сплошных проходов. Корпус его (волокуша) разделен на три отсека, в которых находятся подрывной заряд и пусковое устройство с реактивным двигателем (рис. 2).

Заряд M173Рис. 2. Заряд M173 (А, Б и В — передний, центральный и вспомогательный отсеки): 1 — реактивный двигатель; 2 — подрывной заряд; 3 — корпус (волокуша)

Гибкий линейный подрывной заряд находится в волокуше в свёрнутом виде. Передняя его часть подсоединена к тяговому тросу длиной 3 м, а хвостовая — к тормозному канату длиной 30 м. В свою очередь тормозной канат прикрепляется к днищу корпуса. При натяжении каната во время торможения взрыватель взводится в боевое положение. Внутри тормозного каната размещаются электрические провода.

Пусковое устройство состоит из пусковой трубы, смонтированной на лафете. При закрытой крышке (в положении для транспортировки) труба находится в горизонтальном положении, а перед запуском она поднимается на угол 55°. В головной части реактивного двигателя имеются сопла, а к хвостовой части крепится тяговый трос.

Корпус заряда разминирования водонепроницаемый. В положении для транспортировки отсеки герметично закрыты крышкой, а перед запуском заряда крышка отбрасывается с помощью вспомогательного реактивного двигателя.

На позицию пуска на суше заряд доставляется на буксире с помощью, например, основного боевого танка (рис. 3). Его можно также буксировать на плаву через водные преграды. После доставки заряда на позицию пуска срабатывают дистанционные взрывные устройства, разрывающие буксирный трос, и между буксиром остается только одна связь с зарядом — с помощью электрического кабеля управления, который намотан на барабане, смонтированном на буксире. Буксир отходит от заряда на безопасное удаление (до 45 м), при этом кабель с барабана разматывается. По командам, передаваемым из буксира с помощью пульта управления, отбрасывается крышка корпуса, пусковая труба поднимается и запускается реактивный двигатель.

Схема последовательности действий при заброске заряда М173Рис. 3. Схема последовательности действий при заброске заряда М173 (А — буксировка; Б — установка и подготовка к запуску; В — запуск): 1 — буксир; 2 — волокуша; 3 — буксирный трос; 4 — электрический кабель; 5 — реактивный двигатель; 6 — заряд; 7 — тормозной канат

В качестве буксира могут использоваться также сапёрные танки и другие машины.

Американские наставления рекомендуют в наступлении, в зависимости от построения боевого порядка и данных о минных заграждениях противника, оснащать определённое количество танков зарядами Мl73. Один танк может одновременно буксировать и последовательно запускать два таких заряда.

При подготовке к устройству проходов комплекты доставляются в войска автомобильным транспортом или вертолётами. Подцепку зарядов, крепление кабельного барабана, установку пульта управления и проводку к нему кабеля управления осуществляет экипаж. На устройство прохода требуется примерно 10—15 мин. В американских войсках имеются также учебные заряды Ml74 с зарядами в инертном снаряжении.

Заряд разминирования «Джайент вайпер» () состоит из гибкого заряда, реактивных двигателей, парашютной тормозной системы, взрывных устройств и пускового устройства на бронированном прицепе.

Удлинённый заряд снаряжен пластичным ВВ в гибкой оболочке. Гибкий заряд находится до запуска в специальном контейнере (ящике) на прицепе. Передней частью он крепится к реактивным двигателям, а у хвостовой части закрепляется парашютная тормозная система. Для доставки заряда на минное поле используется связка из восьми реактивных двигателей. Запуск осуществляется с пусковой установки, смонтированной на прицепе.

Заряд на прицепе буксируется, как правило, сапёрным танком и запускается на удалении около 50 м от переднего края минного поля (рис 4).

Схема последовательности действий при заброске заряда «Джайент вайпер»Рис. 4. Схема последовательности действий при заброске заряда «Джайент вайпер» (А — буксировка; Б — установка и запуск; В — забрасывание): 1 — буксир; 2 — прицеп; 3 — взрыватель; 4 — пружина; 5 — реактивный двигатель; 6 — заряд; 7 — тормозной парашют; 8 — направление отхода буксира

Заряд Ml57 (США). В состав его комплекта входят боевые и вспомогательные звенья удлинённого заряда, взрывательные устройства (в виде кассет), сцепное устройство, головное тральное звено. Заряд боевых звеньев выполнен в виде двух отдельных спаренных удлинённых кумулятивных зарядов, кумулятивные выемки которых направлены вниз под углом 45° к вертикали. Заряд сначала буксируется, а затем наталкивается на минное поле с помощью танка. Кроме того, его можно доставлять и вертолётом. После наталкивания заряд подрывается путем обстрела из танка взрывного устройства.

Заряды для устройства проходов-троп в противопехотных минных заграждениях

Заряд «Бэби вайпер» (Великобритания) имеет в комплекте гибкий заряд разминирования из шести отдельных звеньев (каждое хранится в укупорочном ящике), который подается на заграждение с помощью реактивного двигателя. При подготовке к применению звенья сочленяются без выемки их из ящиков. Реактивный двигатель размещается на пусковой установке, имеющей форму треноги. Для стабилизации заряда в полёте и натяжения его при падении на землю используется парашют, который крепится в хвостовой части заряда. Заряд готовит и запускает личный состав отделения. При необходимости заряд «Бэби вайпер» можно применять для устройства прохода в противотанковом минном поле большой глубины. В этом случае по проходу-тропе выдвигаются расчеты сапёров и подготавливают взрывные средства для создания дополнительных проходов на нескольких направлениях.

Заряд DM 11 () может применять один человек. В комплект входит гибкий заряд, реактивный двигатель, пусковое и буксирное устройства, взрыватели, контейнер (ящик).

Гибкий заряд представляет собой детонирующий кабель с прочной оболочкой, в котором на расстояниях около 1 м крепятся небольшие заряды. При запуске он вытягивается из ящика (рис. 5). Пусковая установка-тренога размещается на площадке, находящейся на удалении 20 м от передней границы минного поля. Взрывается заряд после падения на грунт.

Состав и схема заброски заряда DM 11Рис. 5. Состав и схема заброски заряда DM 11: 1 — укупорочный ящик; 2 — пусковое устройство: 3 — взрыватель; 4 — тяговое устройство; 5 — реактивный двигатель; 6 — заряд; 7 — площадка для запуска

Детонирующий кабель Ml (США) подается на минное поле с помощью небольшого реактивного двигателя. Размещается кабель в металлической таре цилиндрической формы. Готовит и запускает заряд один человек. В настоящее время это инженерное средство заменяется новым.

Приемы применения удлинённых зарядов разминирования в капиталистических армиях постоянно совершенствуются. Военные специалисты стран НАТО считают, что использование таких зарядов позволит войскам успешно и в высоком темпе преодолевать минные заграждения противника.

Добавить комментарий