В настоящее время в ведут интенсивные работы по созданию перспективной транспортной космической системы, предназначенной для вывода полезных нагрузок на околоземные орбиты. Решение о разработке такой системы, принятое правительством США, вызвано его стремлением значительно снизить затраты на запуски космических объектов и за счёт этого выполнить важные задачи военного и прикладного назначения.

Транспортной космической системе придаётся особое значение в осуществлении как национальной космической программы США вообще, так и военно-космических программ министерства обороны в частности. К числу основных задач, которые планируется выполнять с помощью данной системы в интересах министерства обороны, относятся:

  • вывод на низкие околоземные орбиты искусственных спутников Земли военного назначения;
  • техническое обслуживание и ремонт военных спутников, находящихся на орбите;
  • ведение военной разведки;
  • наблюдение за искусственными спутниками Земли вероятного противника, а при необходимости вывод их из строя или уничтожение;
  • обеспечение работы долговременных орбитальных станций и т. д.

Как утверждают иностранные специалисты, все это свидетельствует о намерениях американского командования использовать перспективную транспортную космическую систему в качестве разведывательного, а возможно, и ударного космического комплекса.

По мнению зарубежных специалистов, наиболее перспективным можно считать создание двух основных элементов: космического транспортного корабля (Space Shuttle), предназначенного для вывода космических объектов на низкие околоземные орбиты, и межорбитального транспортного аппарата, или «космического буксира» (Space Tug), обеспечивающего перевод космических объектов с начальной (опорной) орбиты на более высокие. Однако по ряду причин, в основном из-за финансовых затруднений, США в январе 1972 года приступили к разработке только транспортного космического корабля.

В 1972 году после тщательного анализа представленных на конкурс проектов такого корабля признало наилучшим проект компании «Норт Америкэн Рокуэлл» (в 1973 году переименована в «Рокуэлл интернэшнл»). С фирмой «Спейс дивижн», являющейся отделением космической техники вышеуказанной компании, в августе 1972 года был заключён контракт стоимостью 2,6 млрд. долларов на проведение в течение шести лет объёма работ, охватывающих проектирование, изготовление и испытания орбитальной ступени, а также окончательную сборку транспортного космического корабля.

Транспортный космический корабль фирмы «Рокуэлл интернэшнл» состоит из двух ступеней. Первой (разгонной) служат два возвращаемых разгонных РДТТ. Вторая (орбитальная) ступень (рис. 1) включает орбитальный самолёт и сбрасываемый внешний топливный бак основной двигательной установки.

Транспортировка орбитальной ступени  на самолёте Боинг 747
Рис. 1. Транспортировка орбитальной ступени на самолёте Боинг 747

Головной разработчик орбитальной ступени (компания «Рокуэлл интернэшнл») заключила в первой половине 1973 года с четырьмя американскими фирмами субконтракты на общую сумму 143 млн. долларов, предусматривающие разработку и изготовление основных элементов этой конструкции. В частности, отделение «Конвейр» фирмы «Дженерал дайнэмикс» получило контракт на изготовление средней части фюзеляжа с грузовым отсеком (40 млн. долларов), фирма «Грумман аэроспейс» — крыла (40 млн. долларов), отделение «Ферчайлд рипаблик» фирмы «Ферчайлд индастриз» — киля (13 млн. долларов), отделение «Астронотикс» фирмы «Макдоннелл-Дуглас» — блока двигательной установки орбитального маневрирования (50 млн. долларов). Срок действия всех контрактов семь лет.

В августе 1973 года НАСА объявило о выдаче фирме «Мартин-Мариетта» крупного заказа (на сумму 107 млн. долларов) на разработку и производство внешнего топливного бака орбитальной ступени. Этот заказ рассчитан на поставку до середины 1978 года шести образцов топливного бака для использования их в рамках программы лётных испытаний (вывод второй ступени на орбиту). После этого НАСА планирует выдать два новых контракта на поставку соответственно 54 и 385 серийных баков (стоимостью каждого 2,31 млн. долларов). Общие затраты на НИОКР по топливному баку определяются в 322 млн. долларов.

В ноябре 1973 года головным подрядчиком по созданию разгонных РДТТ была выбрана фирма «Тиокол кэмикл». Контракт на сумму 106 млн. долларов, заключённый НАСА с указанной фирмой сроком на шесть лет, предусматривает изготовление нескольких образцов РДТТ для наземных испытаний и 12 для обеспечения шести экспериментальных полётов транспортного космического корабля. По данным иностранной печати, общая стоимость контрактов на разработку и серийное производство разгонных РДТТ составит 900-1000 млн. долларов.

Двигательную установку орбитальной ступени разрабатывает отделение «Рокетдайн» фирмы «Рокуэлл интернэшнл», с которым НАСА в июле 1971 года заключило сроком до конца 1979 года соответствующий контракт на 465 млн. долларов. К числу других основных соглашений, подписанных в рамках программы создания транспортного космического корабля, относятся:

  • заказ (стоимостью 80 млн. долларов), полученный фирмой «Аэроспейс» на разработку теплозащитного покрытия носка фюзеляжа и передней кромки;
  • субконтракт (50 млн. долларов) с отделением «Миссайлс энд спейс» фирмы «Локхид эркрафт» на изготовление большей части теплозащиты для орбитальной ступени;
  • субконтракт (13,2 млн. долларов) с фирмой «Юнайтед эркрафт» на разработку бортовой системы регулирования характеристик среды;
  • субконтракт (10 млн. долларов) с фирмой «Пратт-Уитни» на НИОКР и производство водородно-кислородных топливных элементов.

Таким образом, к началу 1974 года имелись контракты на создание всех главных элементов транспортного космического корабля: разгонных РДТТ, орбитальной ступени, сбрасываемого топливного бака и основной двигательной установки. Были заключены также субконтракты на разработку основных элементов конструкции и бортовых систем орбитальной ступени.

В районе стартового комплекса на мысе Канаверал в апреле 1974 года началось сооружение ВПП, предназначенной для посадки орбитальных самолётов (длина полосы 4500 м, ширина 90 м). Строительство ведёт фирма «Моррисон Кнудсон» по контракту в 21,8 млн. долларов, заключённому с НАСА в марте 1974 года сроком на 28 месяцев.

Головной фирмой по сборке орбитальной ступени и всего транспортного космического корабля является «Спейс дивижн». Все работы, кроме окончательной сборки, проводятся на заводе этой фирмы в Дауни (штат Калифорния). Окончательную сборку и проверочные работы предполагается проводить на заводе в Палмсдейл (штат Калифорния), сборочное здание которого будет предварительно модернизировано фирмой, согласно контракту на сумму 7,3 млн. долларов, подписанному с НАСА в октябре 1973 года. После перестройки на этом заводе можно будет одновременно производить сборку двух образцов орбитальной ступени.

В настоящее время усилия США направлены на привлечение промышленных фирм стран Западной Европы к созданию основной полезной нагрузки для транспортного космического корабля — орбитальной лаборатории «Спейслэб». По мнению американских специалистов, участие западноевропейских государств в этих работах позволит НАСА сэкономить время и средства на всю транспортную космическую систему. По оценкам иностранной печати, предполагаемые затраты только на разработку «Спейслэб» составят 300-400 млн. долларов.

Как сообщает зарубежная пресса, суммарные расходы на разработку транспортного космического корабля и изготовление двух экспериментальных образцов для орбитальных полётов по программе лётно-конструкторских испытаний превысят 5,2 млрд. долларов (в ценах 1971 года). Общие же затраты на программу создания этого корабля и на его эксплуатацию в период 1980-1991 годов составят примерно 16 млрд. долларов, а с учётом расходов на полезные нагрузки — около 50 млрд. долларов. При этом доля министерства обороны США в расходах па полезные нагрузки оценивается в 11,7 млрд. долларов.

На диаграмме (рис. 2) показана динамика роста ассигнований НАСА на программу создания транспортного космического корабля в 1969/70 — 1975/76 финансовых годах. Так, в 1974/75 году было выделено 797,5 млн. долларов, или 71% средств, отпущенных на пилотируемые космические корабли, и 34% — на всю программу космических исследований НАСА в указанном году (2,35 млрд. долларов). В проекте бюджета НАСА на 1975/76 финансовый год на эти цели предусмотрено выделить 1 206 млн. долларов, в том числе на разработку орбитальной ступени 877 млн. долларов.

Ассигнования НАСА на программу создания транспортного космического корабляРис. 2. Ассигнования НАСА на программу создания транспортного космического корабля

Ассигнования министерства обороны на программу создания транспортного космического корабля характеризуются следующими данными: 1969/70 финансовый год — 2,4 млн. долларов, 1970/71 — 2,7 млн., 1971/72 — 2,9 млн., 1972/73 — 4 млн., 1973/74 — 5,5 млн., 1974/75 — 10 млн. и 1975/76 — 22,7 млн. Хотя финансовая доля участия Пентагона незначительна по сравнению с НАСА, специалисты министерства обороны сыграли уже большую роль как в формировании всей концепции транспортной космической системы, так и в выработке тактико-технических требовании к её главным элементам.

Добавить комментарий