В планах агрессивных приготовлений Североатлантического союза важное место отводится подготовке зон заграждений и разрушений на Европейском театре войны, в частности, предусматривается применение и так называемых огневодных заграждений. Инженерные специалисты разрабатывают также и способы борьбы с такими заграждениями и методы их преодоления.

В зарубежной военной печати отмечается, что при ведении современных боевых действии с большим пространственным размахом и в высоком темпе участей огневодных заграждений небольшой протяженности могут быть обойдены наступающими войсками. Однако в ряде случаев такие заграждения создаются на участках водных преград, наиболее благоприятных для форсирования.

Иностранные специалисты рекомендуют различные способы преодоления участков водных преград, усиленных огневодными заграждениями. В одних случаях предлагается не давать противнику возможности приводить в действие системы, создающие огневодные заграждения, с последующим форсированием водной преграды в обычных условиях или локализовать разлитую горючую жидкость, а форсирование проводить ниже места установки бонового заграждения, представляющего собой плавучее непроницаемое устройство, отгораживающее часть водной поверхности и удерживающее в отгороженном участке акватории разлитые по водной поверхности жидкости и плавающие тела. В других случаях предлагается предварительно поджигать разлитую горючую жидкость (до начала форсирования) или преодолевать огневодные заграждения в разрывах между очагами горения.

Как отмечается в иностранной печати, при планировании операций по форсированию водной преграды, которая может быть усилена огневодным заграждением, организуется инженерная разведка систем, создающих огневодное заграждение (резервуаров, насосного оборудования, трубопроводов), способов поджога разлитой горючей жидкости и т. п.

По данным разведки разрабатываются мероприятия по предотвращению использования противником этих систем Например, подрыв с помощью специальных диверсионных групп трубопроводов, подающих горючую жидкость от резервуаров к водной преграде; захват силами десанта или специально подготовленных групп всей системы в целом.

Однако зарубежные военные специалисты учитывают возможность заблаговременного сброса противником горючей жидкости на воду и предлагают применять специальные средства, в первую очередь различные боновые заграждения, для перехвата и локализации пленки разлитой горючей жидкости с целью недопущения ее на участок форсирования.

Вопросам устройства боновых заграждений уделяют за рубежом большое внимание. К настоящему времени создано и запатентовано несколько сотен боновых конструкции. По взглядам зарубежных военных специалистов, некоторые из них могут быть использованы для локализации огневодных заграждений.

Считается, что такие боны должны обладать плавучестью, достаточной гибкостью, механической прочностью, жароустойчивостью, коррозионной стойкостью, небольшим весом, аэротранспортабельностью, работоспособностью в речном потоке и при волнении. По принципу обеспечения положительной плавучести боны принято классифицировать на надувные, с легким наполнителем и поплавочные.

К первой группе относятся боны из высокопрочных эластичных тканей (нейлона, терилена и им подобных), пропитанных синтетическими смолами на основе каучука (неопреновой резины и т. п.).

Верхние рукава наполняются воздухом до давления 0,5 атм. и более по воздухопитающему шлангу небольшого диаметра, проходящему по всей длине бона и имеющему отводы с обратным клапаном в каждую секцию бона. Юбка из эластичного непроницаемого материала удерживается в вертикальном положении с помощью балластной цепи, размещенной в нижнем рукаве или укрепляемой к нижней усиленной кромке юбки. Балластная цепь воспринимает растягивающие усилия, возникающие при установке бона в реке. Такие усилия бывают значительными, и прочность баластной цепи оказывается иногда недостаточной. В этих случаях юбка усиливается поясами прочности или другим путем.

Боны указанных конструкций выполняются секциями различной длины, вес которых позволяет устанавливать боны вручную. Гак, боны фирмы «Уильям Ворн» выпускаются секциями длиной 7,6 и 15,2 м. Вес последней 112 кг, из которых 80 кг приходятся на цепь.

Конструкции стыковых соединений отдельных секции (шарнирные, змейковые и другие) непрерывно совершенствуя для обеспечение быстроты и надежности сборки боковых заграждений.

Для защиты от огня в верхней части бона по всей его длине прокладывается противопожарным перфорированный шланг из огнеупорного неопрена, по которому подается вода или огнегасящая смесь, разбрызгиваемая через отверстия в шланге. По сообщениям зарубежной печати, такая система защиты бона от огня является надежной. Так, при пожаре в одном из английских портов, когда разлитая нефть (600 т.) горела в течение часа на акватории площадью 7430 м2, водяная пыль, разбрызгиваемая противопожарным шлангом, удерживала ее на расстоянии 15 см от бона, бон после пожара оказался в исправном состоянии.

Наибольшее распространение боны этого типа получили в Великобритании (рис. 1), Франции (рис. 2) и (рис. 3).

Боновое заграждениеБоны второй группы представляют собой модификацию надувных бонов. Рукав в них заполняется каким либо пористым наполнителем. В одной конструкции бона фирмы «Уильям Ворн» используется полиуретановая пена, в другой — пустотелые герметически закрытые трубки из полиэтилена или этиленвинилацетата. Такие боны, по заявлению фирмы-изготовителя, весьма гибки, имеют небольшой вес и практически непотопляемы.

Боновое заграждениеПлавучесть бонов третьей группы обеспечивают поплавки, постоянно наполненные воздухом. Так, металлические листы бонов фирмы «Гамлен Нентре» (рис. 4) удерживаются на воде поплавками из того же алюминиево-магниевого сплава размером 10X10X66 см. Жароустойчивость бонов обеспечивается теплоизолирующим слоем асбеста и гибкими трехслойными асбестовыми экранами. Боны, погонный метр которых весит 5 кг, рассчитаны на воздействие температуры до 1300°С.

На рис. 5 приведена схема ленточного плавучего бонового заграждения типа «Т—Т», изготовляемого в Норвегии фирмой «Норске-Шелл».

Боновое заграждениеЛента из парусины, пропитанной полихлорвиниловой пластмассой, удерживается в вертикальном положении пластмассовыми поплавками и свинцовыми грузами. Жесткость бона обеспечивается алюминиевыми стержнями. 50-метровая секция бона весом 99 кг, в сложенном виде занимает площадь 0,9×1,2 м. Установка и соединение двух секций производится за 1 мин.

Плавучие боны рассмотренных конструкций работают удовлетворительно при скорости течения речного потока до 0,3 м/с. Несколько лучшие результаты показали боны американской конструкции, которые, будучи установлены под углом 30° к оси потока, удерживали нефть при скорости течения воды 1,2 м/с.

Боновое заграждениеДля борьбы с огневодными заграждениями, помимо боновых, в последние годы получили распространение подводные пневматические заграждения. Принцип их действия приведен на рис. 6. На дно водной преграды укладывается переносной перфорированный трубопровод, по которому подается сжатый воздух. Пузырьки воздуха, поднимающиеся к поверхности воды, приводят к образованию валка по трассе трубопровода. Возникающий поверхностный ток воды препятствует движению разлитой горючей жидкости. Эффективность пневматического заграждения зависит от расхода воздуха, определяемого величиной давления, шагом перфорации и размерами отверстий, свойств и толщины пленки разлитой горючей жидкости, скорости течения потока.

В результате проведенных в опытов установлено, что заграждения такого типа позволяют удерживать пленку бензина толщиной 50 мм, сырой нефти 85 мм, машинного масла 170 мм при скоростях течения, не превышающих 0,3 — 0,4 м/с. При больших скоростях воздушные пузырьки отклоняются течением и рассеиваются, не образуя валка.

Боновое заграждениеБоновое или пневматическое заграждение позволяет перехватить разлитую противником горючую жидкость и организовать переправу войск ниже места установки бонов.

Задерживаемая горючая жидкость может быть собрана (при необходимости ее использования) или уничтожена поджогом.

В настоящее время существует большое количество нефтесборных судов и механических устройств различных конструкций для сбора разлитой нефти и нефтепродуктов. По принципу действия их принято подразделять на непосредственно всасывающие пленку нефти или нефтеводяную смесь с помощью насосов; отстойно-улавливающие, в которых водонефтяная или другая смесь стекает в резервуар-сборник; адгезионные, использующие свойство нефти и некоторых нефтепродуктов налипать на вращающиеся металлические поверхности; абсорбционные, основанные на свойстве некоторых гидрофобных материалов, плохо впитывающих воду (губчатых, типа полиуретановой стружки, и волокнистых — сена, соломы и других), впитывать нефть и нефтепродукты.

Боновое заграждениеНефтесборные средства и суда последних трех типов обладают низкой производительностью и, по взглядам иностранных специалистов, вряд ли найдут применение в борьбе с огневодными заграждениями. Более перспективны всасывающие нефтесборные устройства. В них вакуумные насосы всасывают водонефтяную (или другую) смесь, которая подается на сепараторы (или в отстойные танки) для отделения горючей жидкости от воды. После сепарации горючая жидкость перекачивается в танки или эластичные емкости, а вода сбрасывается за борт. По такому принципу работает, например, нефтесборное судно «Данлоп Сельфлуот», обеспечивающее сбор нефти при толщине пленки 6,35 мм с производительностью до 100 г. в час.

Боновое заграждениеДля сбора разлитых по воде нефтепродуктов предлагается использовать стандартные эластичные резервуары типа (рис. 7). Их доставляют на отгороженный бонами участок водной преграды с разлитой горючей жидкостью. При буксировке емкость заполняется водонефтяной смесью, забираемой с поверхности с помощью всасывающего устройства, смонтированного на поплавках.

Вследствие разности удельных весов горючая жидкость всплывает в верхнюю часть емкости, а вода собирается у ее дна Отстоявшуюся воду через клапан или выпускной вентиль сливают из емкости. После заполнения горючей жидкостью емкость буксируют для разгрузки.

Для сбора горючей жидкости применяются специально созданные системы. Так, аэротранспортабельная система компании «Юнирайл» включает эластичные резервуары объемом по 540 м3, насосы производительностью по 230 м3/ч, гибкие шланги, арматуру и инструменты. Все оборудование сбрасывается с самолетов на парашютах, эластичные емкости после приводнения автоматически надуваются.

Если не предполагается использовать собранную горючую жидкость, то она может быть подожжена в отгороженном бонами участке. Как сбор, так и уничтожение горючей жидкости, по мнению зарубежных военных специалистов, могут быть осуществлены уже после форсирования водной преграды главными силами своих войск.

При получении достоверных разведывательных данных о сбросе горючего на водную поверхность иностранные военные специалисты предлагают производить предварительный (до выхода войск к водной преграде) поджог разлитой жидкости с помощью авиации.

По опыту поджога нефтяных полей, образовавшихся в результате аварии танкера «Торри Кэньон», для борьбы с огневодными заграждениями могут использоваться напалм или специальные шашки из хлорноватокислого натрия, обеспечивающие воспламенение тонкой пленки разлитой жидкости.

Считается, что поджог нужно производить с таким расчетом, чтобы к моменту выхода своих войск к водной преграде процесс горения был закончен. Учитывая возможные размеры огневодных заграждений, период упреждения будет составлять 0,5 — 1,5 ч. В зарубежной печати отмечается, что предварительный поджог будет эффективен только в том случае, когда исключена возможность повторного сброса горючей жидкости (например, при подрыве резервуаров нефтебазы и т. п.).

По сообщениям иностранной печати, опыт борьбы с пожарами на морских нефтепромыслах свидетельствуют о том, что для преодоления зоны сплошного горения необходимы специальные средства с теплоизолирующей обшивкой, оборудованные противопожарной системой, которая создает водяную завесу мощными гидромониторами. Такие средства в состоянии разбить горящую пленку на ряд очагов, в промежутках между которыми возможно форсирование на штатных средствах при условии, что личный состав прошел соответствующею тренировку и психологическою подготовку.

Приведенные в статье данные показывают, что в зависимости от условий боевой обстановки и параметров огневодного заграждения преодоление их возможно различными способами.

Добавить комментарий