Главное командование НАТО в зоне пролива Ла-Манш

Военно-морские силы /
Главное командование объединённых вооружённых сил в зоне пролива Ла-Манш (CHANNEL COMMAND) создано в феврале 1952 года в результате компромисса, достигнутого в острой конкурентной борьбе между и Великобританией за удержание командных высот в вооружённых силах агрессивного блока НАТО, и является третьим самостоятельным командованием Североатлантического договора (после верховных командовании НАТО в Европе и на Атлантике). В иностранной печати сообщалось, что в отличие от первого это командование в мирное время не располагает войсками за исключением постоянного соединения минно-тральных сил. Однако на время проведения учений и в случае обострения обстановки или возникновения войны страны — участницы НАТО передают в его распоряжение заранее предусмотренные контингенты вооружённых сил. В данном случае речь идёт о кораблях и самолётах, которые предусматривается выделять в основном из состава ВМС и ВВС Великобритании, Нидерландов и Бельгии. До выхода Франции из военной организации блока (1960 год) планировалось также включать в состав главного командования НАТО в зоне пролива Ла-Манш часть кораблей и самолётов её ВМС. Руководство блока рассчитывает, как отмечалось в зарубежной прессе, что в случае войны сможет выделить часть своих вооружённых сил в оперативное подчинение НАТО, в том числе и главному командованию блока в зоне пролива Ла-Манш. В настоящее время корабли и самолёты ВМС Франции принимают участие в учениях, проводимых под его руководством.

Зона «ответственности» рассматриваемого командования НАТО охватывает проливы Ла-Манш, Па-де-Кале и южную часть Северного моря, за исключением Гельголанской бухты, которая относится к прибрежным водам и входит по нарезке блока в Центрально-Европейский ТВД. Зона пролива Ла-Манш разделена на три района: Нор, Плимут и Бенилюкс (рис. 1), где созданы соответствующие командования. До 1966 года там было пять районов, однако после выхода Франции из военной организации НАТО два из них (Шербур и Брест) были упразднены.


Районы главного командования НАТО в зоне пролива Ла-Манш
Рис. 1. Районы главного командования НАТО в зоне пролива Ла-Манш

Объединённые вооружённые силы (ОВС) в зоне пролива Ла-Манш возглавляются главнокомандующим, который подчинён непосредственно военному комитету НАТО. В рамках командования создан консультативный комитет из начальников морских штабов или других представителей стран, выделяющих свои вооружённые силы в его распоряжение. Главнокомандующему подчинены: командующий объединённой базовой авиацией в зоне (он же заместитель главнокомандующего по авиации), командующие объединёнными ВМС и объединённой базовой авиацией в районах Нор и Плимут, командующий объединёнными ВМС в районе Бенилюкс, а также командир постоянного соединения минно-тральных сил НАТО (рис. 2).

Организации главного командования НАТО в зоне пролива Ла-Манш
Рис. 2. Организации главного командования НАТО в зоне пролива Ла-Манш

Главнокомандующим ОВС НАТО в зоне пролива Ла-Манш в настоящее время является английский адмирал Д. Тричер, который по совместительству занимает должность главнокомандующего ОВС НАТО в Восточной Атлантике. В национальных ВЛАС Тричер занимает пост командующего военно-морским командованием в метрополии. Его штаб дислоцируется в Нортвуде (район Лондона).

В мирное время главнокомандующий со своим штабом разрабатывает оперативные планы и распределяет предназначенные к передаче в его распоряжение силы, информирует вышестоящие военные органы НАТО о своих оперативных потребностях, руководит учениями и маневрами, определяет учебные нормативы. В военное время он осуществляет руководство ОВС НАТО в зоне пролива Ла-Манш и координирует боевые действия ВМС и базовой авиации в отдельных её районах.

Штаб ОВС НАТО в зоне пролива Ла-Манш, возглавляемый голландским адмиралом, включает представителей всех видов вооружённых сил (преимущественно офицеров ВМС) Великобритании, Нидерландов и Бельгии. При штабе имеются также офицеры связи ВМС Франции.

В мирное время штаб планирует и организует боевую и оперативную подготовку выделяемых в распоряжение командования сил, проводит совместные учения и на их основе уточняет и разрабатывает планы операций на случаи войны. Большое внимание, как подчёркивалось в западной печати, обращается на повышение боевой готовности выделенных сил и на их способность действовать в случае обострения международной напряжённости или возникновения вооружённого конфликта.

Стратегическое значение зоны пролива Ла-Манш определяется, по мнению руководства блока, её географическим положением: она расположена между двумя основными ТВД НАТО и является связующим звеном между морским (Атлантическим) и сухопутным (Европейским) театрами войны. Кроме того, в этом районе мира сходятся океанские и морские пути, ведущие из Атлантики, Средиземного и Северного морей в порты Северо-Западной Европы. Здесь расположены крупные военно-морские базы, порты и другие важные военные и промышленные объекты западноевропейских стран НАТО. По коммуникациям в зоне пролива осуществляется перевозка важнейших видов сырья, необходимого для экономики этих государств. В иностранной прессе сообщалось, что ежесуточно более 2 тыс. океанских и каботажных судов проходят через зону пролива Ла-Манш или находятся в её портах. Особое место в этих перевозках занимают нефть и нефтепродукты. В 1967 году только европейские страны НАТО импортировали через зону 332 млн. т. различных грузов, из которых 196,6 млн. т. (39%) приходится на нефть. По оценке специалистов западных стран, к 1977 году импорт грузов через зону возрастёт до 560 млн. т., из них 66% составит нефть. Ожидается, что к 1980 году объём перевозок грузов здесь утроится.

Военно-политическое руководство Североатлантического договора считает, что в условиях обострения международной обстановки и с началом войны для обеспечения боевых действий через зону пролива Ла-Манш будет осуществляться переброска основных сил усиления ОВС НАТО Центрально-Европейского и Северо-Европейского ТВД, а также вооружения, боевой техники, снаряжения и продовольствия.

Судя по сообщениям иностранной печати, перед ОВС НЛТО в этой зоне в военное время могут быть поставлены следующие задачи: завоевание и удержание господства на море и превосходства в воздухе, установление контроля над судоходством и обеспечение зашиты морских коммуникаций, борьба с подводными лодками и ударными группировками надводных кораблей противника, а также ликвидация минной опасности, обеспечение морских десантных операций и оказание огневой поддержки сухопутным войскам блока на приморских направлениях. При этом предусматривается, что ОВС НАТО в зоне пролива будут тесно взаимодействовать с европейским и атлантическим командованиями в организации противовоздушной и противолодочной обороны проливной зоны.

Для решения перечисленных задач, как считают зарубежные военные специалисты, может быть выделено до 100 боевых кораблей, катеров и вспомогательных судов, более 60 самолётов и вертолётов базовой патрульной (разведывательной) и тактической авиации из состава вооружённых сил стран блока, территории которых непосредственно примыкают к зоне пролива Ла-Манш.

Использование здесь ВМС и ВВС по национальным планам предусматривается тесно координировать с действиями объединённых вооружённых сил. Для усиления ОВС в зоне пролива Ла-Манш может быть направлено постоянное соединение ВМС НАТО на Атлантике, а при необходимости и другие силы из состава ОВС НАТО в этом районе.

Объединённая базовая авиация формируется в период обострения международной обстановки и с началом войны. В состав этого командования предполагается включить главным образом английские базовые патрульные самолёты , разведчики , бомбардировщики «Буканир» и вертолёты берегового базирования , и «Линкс», а также базовые патрульные самолёты ВМС Нидерландов.

Командующим объединённой базовой авиацией в зоне пролива Ла-Манш является по совместительству командир 18-й авиационной группы береговой авиации командования английских ВВС в метрополии (штаб в Нортвуде). Ему подчинены командующие объединённой базовой авиацией в районах Нор (штаб в Питреви, район Розайт, Шотландия) и Плимут (штаб в Плимут), должности которых исполняют также английские офицеры. В районе Бенилюкс командования объединённой базовой авиации нет, так как базовая патрульная авиация Нидерландов организационно входит в состав ВМС страны.

В мирное время штаб командующего объединённой базовой авиацией, судя по сообщениям иностранной печати, разрабатывает планы использования авиации в морских операциях в зоне пролива Ла-Манш, согласовывает их с командованиями объединённых ВМС, а также с соответствуюшими командованиями НАТО на Атлантике и в Европе. Кроме того, в период проведения учений штаб осуществляет непосредственное руководство действиями авиации и через командующих в районах Нор и Плимут организует её взаимодействие с объединёнными ВМС, а также с силами и средствами объединённой системы ПВО НАТО в Европе.

Вопросы использования объединённой базовой авиации в зоне пролива Ла-Манш в морских операциях начального периода войны периодически отрабатываются в ходе боевой подготовки и на крупных учениях ОВС НАТО типа , , «Нозерн меджер», «Оушн сафари» и других. В ходе этих учений экипажи самолётов и вертолётов совершенствуют тактику поиска и обнаружения подводных лодок и надводных кораблей «противника», отрабатывают вопросы взаимодействия с противолодочными кораблями.

В объединённые ВМС НАТО в зоне пролива Ла-Манш с началом войны предусматривается включить боевые корабли, катера и вспомогательные суда из состава ВМС Великобритании, Нидерландов и Бельгии. Выделенные корабли могут быть переданы в оперативное подчинение командующих объединёнными ВМС в районах Нор, Плимут или Бенилюкс.

Должности командующих объединёнными ВМС в районах Нор и Плимут занимают соответственно командующие Шотландским (штаб в Питреви) и Плимутским (штаб в Плимуте) военно-морскими районами ВМС Великобритании. Объединённые ВМС в районе Бенилюкс (штаб в Ден-Хелдере) возглавляются по совместительству главнокомандующим ВМС Нидерландов.

В мирное время штабы командований районов разрабатывают планы использования объединённых ВМС в своих районах, согласовывают их с национальными и взаимодействующими командованиями, представляют предложения главнокомандующему ОВС НАТО в зоне пролива Ла-Манш по ведению боевых действий. Кроме того, штабы планируют боевую подготовку и руководят учениями разнородных сил в своих районах. Распределение сил на военное время между командованиями в районах спланировано заранее, однако в зависимости от складывающейся обстановки часть сил может привлекаться для решения задач в смежных районах. Как отмечалось в иностранной печати, в оперативное подчинение командований объединённых ВМС в районах могут быть выделены подводные лодки, противолодочные, десантные и минно-тральные корабли.

Подводные лодки планируется использовать совместно с надводными кораблями главным образом для зашиты морских коммуникации. Считается, что основными районами их боевого развёртывания будут южная часть Северного моря и западные подходы к проливной зоне. Однако, по мнению зарубежных военных специалистов, использование подводных лодок будет ограничено малыми глубинами в южной части Северного моря.

Противолодочные корабли составят основу объединённых ВМС в районах. На них планируется возложить задачи борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, проводи морских конвоев, а при необходимости — обеспечения морских десантных операций и оказания огневой поддержки сухопутным войскам при ведении ими боевых действий на приморских направлениях.

В зарубежной печати сообщалось, что с началом войны противник развернёт свои подводные лодки в районах интенсивного судоходства на Атлантике и в зоне пролива Ла-Манш, чтобы затруднить переброску морем сил усиления и предметов материально-техническою снабжения войск. Для борьбы с подвoдными лодками в зоне пролива Ла-Манш командование НАТО намечает создать разнородные корабельные поисково-ударные группы (КПУГ). В их состав предусматривается включить современные английские и голландские эсминцы и фрегаты, а также фрегаты, строящиеся в Бельгии. Поиск и обнаружение подводных лодок будет осуществляться преимущественно КПУГ во взаимодействии с самолётами базовой патрульной авиации.

Важную роль в решении противолодочных задач иностранные военные специалисты отводят палубным вертолётам, которые могут обнаруживать и уничтожать подводные лодки как самостоятельно, так и по наведению надводного корабля. С этой целью национальными командованиями ВМС Великобритании, Нидерландов и Бельгии принимаются меры по оснащению своих противолодочных кораблей современными вертолётами. Кроме того, командование ВМС Великобритании выделяет для передачи в оперативное подчинение командования НАТО в зоне пролива Ла-Манш плавучую базу вертолётов К 08 «Ингадайн».

Повседневной задачей противолодочных кораблей с началом войны, как отмечает зарубежная печать, будет защита морских коммуникаций. Считается, что крупные океанские конвои, пришедшие из Атлантики, вынуждены будут из-за географических условий разделяться при подходах к зоне на небольшие группы и даже отдельные суда. Проводку таких конвоев (групп) к портам назначения предусматривается возложить на противолодочные и минно-тральные корабли.

Десантные корабли планируется использовать для переброски войск усиления и боевой техники из Великобритании в различные районы Северо-Западной Европы, в том числе и на необорудованное побережье.

Минно-тральные корабли будут решать, по мнению командования блока, задачи по ликвидации минной опасности и обеспечению противоминной обороны кораблей и судов на переходах. Считается, что небольшие глубины и ограниченные фарватеры для плавания крупнотоннажных судов могут быть использованы противником в условиях резкого обострения международной обстановки для минных постановок. Минные поля в районах интенсивного судоходства, скрытно выставленные подводными лодками, надводными кораблями и самолётами, могут существенно повлиять на морские перевозки стран — участниц НАТО. Поэтому вопросам развития и использования минно-тральных сил придаётся особое значение. Командование блока в ходе боевой подготовки и проводимых учений исследует и разрабатывает наиболее приемлемые и рациональные формы организации этих сил. Одной из таких форм является постоянное соединение минно-тральных сил (на многонациональной основе).

Постоянное соединение минно-тральных сил НАТО в зоне пролива Ла-Манш (STANAVFORCHAN) создано по решению комитета военного планирования НАТО в мае 1973 года. Первоначально в его состав входили три тральщика: «Вервьер» (), «Боссингтон» () и «Хемерт» (). Командиром соединения был назначен бельгийский капитан 2 ранга Ван Бегин. Спустя четыре месяца в соединение был включён западногерманский тральщик. С тех пор постоянно в его составе четыре — шесть тральщиков (рис. 3).

Постоянное соединение минно-тральных сил НАТО в зоне пролива Ла-Манш
Рис. 3. Постоянное соединение минно-тральных сил НАТО в зоне пролива Ла-Манш

Ежегодно летом производится смена командования и церемония формирования соединения в одной из военно-морских баз зоны пролива Ла-Манш. Командиром соединения поочерёдно назначается офицер в звании капитана 2 ранга ВМС Бельгии, Великобритании и Нидерландов. До июня 1976 года командиром соединения был англичанин Макларен, его сменил голландец Баккер.

Корабельный состав соединения регулярно меняется. Каждый тральщик через два — шесть месяцев заменяется другим той же национальной принадлежности. В состав соединения выделяются, как правило, современные и наиболее боеготовые корабли, личный состав которых имеет достаточно высокий уровень морской выучки и хорошо владеет оружием и техникой.

Общее руководство постоянным соединением минно-тральных сил осуществляет главнокомандующий ОВС НАТО в зоне пролива Ла-Манш. В ходе боевой подготовки и во время учений командир соединения в оперативном отношении подчиняется также командующему объединёнными ВМС в соответствующем районе (Нор, Плимут или Бенилюкс).

По сообщениям зарубежной печати, создание такого соединения определялось прежде всего военно-политическими целями — продемонстрировать готовность и решимость стран блока «защищать свои коллективные интересы» на море силой оружия. Фактически же это означает, что, если империализм развяжет вооружённый конфликт, в него сразу же окажутся втянутыми упомянутые государства, выделившие в это соединение свои корабли.

Повседневной задачей соединения является повышение уровня боевой готовности минно-тральных сил НАТО. Это достигается систематической боевой подготовкой кораблей, участием в учениях совместно с национальными ВМС, а также в крупных маневрах ОВС блока, таких, как «Нозерн меджер», «Оушн сафари», «Джойнт мэритайм кос», и других. В ходе учений отрабатываются организация связи и взаимодействия кораблей, тактические приёмы траления мин; личный состав тренируется в использовании различных видов оружия, осваивает районы плавания в прибрежных водах Западной Европы и в зоне Балтийских проливов, совершенствует морскую выучку. Полезны, по мнению зарубежных военных специалистов, обмен боевыми расчётами для ознакомления с минно-тральным оружием и техникой, организацией службы, а также участие в практических минных постановках и тралении мин на кораблях другой национальной принадлежности.

За год соединение проходит примерно 15—20 тыс. миль. Подготовкой в его составе охватывается до 15 кораблей и более 1200 человек личного состава. Ежегодно корабли соединения посещают около 20 военно-морских баз и портов европейских стран блока. Заходы используются в пропагандистских целях, а также дня проведения текущего ремонта и пополнения запасов. По сообщениям зарубежной печати, с 1974 года в боевой подготовке соединения периодически принимают участие минно-тральные корабли ВМС Дании.

В 1976 году это соединение участвовало в крупном учении минно-тральных сил под кодовым наименованием «Норминекс», проводимом у Атлантического побережья Франции совместно с французскими кораблями, а также привлекалось к двусторонним учениям с ВМС Великобритании, ФРГ, Дании, Бельгии и Нидерландов. В ходе этих учений на соединение возлагались задачи противоминного обеспечения развёртывания сил из своих военно-морских баз и на переходе в районы боевого предназначения, защиты морских коммуникаций и ликвидации минной опасности в отдельных районах, а также ведения блокадных действий в проливах и узкостях.

Судя по сообщениям иностранной печати, в период резкого обострения международной обстановки соединение может быть значительно усилено за счёт тральщиков и других кораблей ВМС стран — участниц блока, имеющих непосредственные интересы в зоне пролива Ла-Манш. На его основе планируется сформировать более крупное многонациональное соединение минно-тральных сил, на которое будут возлагаться задачи по противоминной защите морских коммуникаций в зоне пролива Ла-Манш, а при необходимости и в других районах у западноевропейского побережья.

По оценке западных военно-морских специалистов, главное командование НАТО в зоне пролива Ла-Манш занимает важное место в системе объединённых вооружённых сил Североатлантического блока. Оно имеет гибкую и отработанную в мирное время организационную структуру, позволяющую обеспечивать быстрое выделение сил из национальных командований, формирование на их основе оперативных и тактических соединений объединённых ВМС и базовой авиации и использование их при обострении международной обстановки и в различных видах вооружённых конфликтов на море.

В то же время организация этого командования, полагают они, является довольно сложной для такого небольшого по размерам географического района. Это объясняется стремлением военного руководства упомянутых стран блока сохранить в НАТО существующие национальные организационные формы, а также их противоречивыми представлениями о сочетании национальных и общесоюзнических интересов при использовании вооружённых сил.

Зона пролива Ла-Манш считается благоприятной для НАТО (здесь имеется развитая сеть военно-морских баз, пунктов базирования и аэродромов), а её выгодное географическое положение и наличие малых глубин затруднит, по мнению иностранных военных специалистов, деятельность подводных лодок противника, что позволит командованию блока более рационально использовать свои противолодочные силы. Однако узкие естественные и искусственно созданные фарватеры и проходы могут стать районами скрытых минных постановок. Поэтому организация надёжной противоминной защиты считается наиболее вероятной задачей объединённых ВМС. Что касается ПВО зоны, то, по мнению специалистов блока, она является недостаточно развитой, Учитывая эти особенности, главное командование НАТО в зоне пролива Ла-Манш разрабатывает, исследует и проверяет в ходе учений различные тактические приёмы противоминной и противовоздушной борьбы, а также отрабатывает организацию взаимодействия корабельных средств ПВО с силами и средствами объединённой системы ПВО НАТО в Европе.

В западной печати сообщалось, что в последние годы страны блока, имеющие непосредственные интересы в зоне, строят для национальных ВМС новые корабли, самолёты и вертолёты, оснащают их современными системами оружия с целью увеличения боевых возможностей ОВС НАТО в зоне пролива Ла-Манш. Штабы командовании разрабатывают новые принципы использования ВМС и авиации в зоне, постоянно совершенствуют их организацию, проводят интенсивную оперативную и боевую подготовку. Все эти мероприятия идут вразрез с происходящим сейчас процессом разрядки международной напряжённости и сотрудничества государств с различным общественно-политическим строем. Они свидетельствуют о том, что Североатлантический блок продолжает оставаться орудием агрессии и преградой на пути упрочения мира и европейской безопасности.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.