Истребители 80-х годов ВВС стран НАТО

Военно-воздушные силы /
Преследуя агрессивные цели, военное командование стран — участниц блока постоянно наращивает боевую мощь своих вооруженных сил, в том числе и ВВС. При этом большое внимание уделяется обновлению самолётного парка военно-воздушных сил этих стран.

Иностранная печать сообщает, что при разработке новых самолётов широко используется опыт применения авиации в боевых действиях в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, анализируются слабые и сильные стороны самолётов различных классов, а также оцениваются возможности сил и средств ПВО и боевой авиации вероятного противника. В настоящее время в ВВС стран НАТО отмечается тенденция к резкому сокращению разнотипности самолётов.

Иностранные специалисты предполагают, что наибольших изменений в самолётном парке 80-х годов следует ожидать в тактической авиации. Ниже, но данным зарубежной печати, приведены некоторые сведения о новых тактических истребителях , Франции, Великобритании, и Италии, которые в 80-х годах составят, как ожидается, основу самолётного парка тактической авиации стран—участниц Североатлантического блока.

Истребители США


По мнению американских специалистов, основным истребителем 80-х годов в ВВС США должен стать самолёт F-15 (рис. 1), который в 1974 году находился в стадии оценочных летных испытаний. Поступление его на вооружение частей запланировано на 1975 год. Он создается с учетом опыта использования американской истребительной авиации в Юго-Восточной Азии. Опыт показал, как указывается в иностранной печати, что успех любого воздушного боя зависит не от максимальной скорости самолёта, а от его маневренности, возможности вести бой на средних и малых дистанциях в большом диапазоне скоростей и высот, а также от эффективности и надежности систем вооружения. Поэтому при разработке истребителя F-15 основные усилия были направлены на обеспечение вышеназванных боевых качеств, которые в совокупности и должны, по мнению американского командования, обеспечить ему превосходство в воздухе над истребителями любой другой страны. Высокая маневренность достигается в основном за счет большой тяговооруженности самолёта: на нем установлены два мощных двигателя, имеющих максимальную суммарную тягу 22600 кг (при максимальном взлетном весе 19000 кг тяговооруженность составит около 1,2). Как сообщалось в иностранной печати, по маневренным характеристикам (скороподъемность, время разгона и т. д.) истребитель F-15 превосходит истребитель F-4 в два раза. Для поражения воздушных целей самолёт имеет одну 20-мм шестиствольную встроенную пушку (на самолётах более поздних серий планировалось установить 25-мм пушку), четыре ракеты AIM-7F средней дальности действия и четыре ракеты AIM-9L для стрельбы на близких дистанциях. Кроме того, разрабатывается специальная ракета ближнего воздушного боя . Предусматривается возможность использования истребителя для сопровождения ударных самолётов и в качестве истребителя-бомбардировщика. В первом варианте на подкрыльевых пилонах подвешивается 4—8 ракет и 3 подвесных топливных бака, а во втором — авиабомбы и ракеты различного назначения.

Американский истребитель F-15 «Игл»Рис. 1. Американский истребитель F-15 «Игл»

Самолёт оснащается упрощенной системой управления оружием AN/AWG-9 с многофункциональной поисковой РЛС для обнаружения воздушных целей на больших высотах, а также низколетящих целей на фоне земной поверхности. На самолёте будет установлена специальная аппаратура:

  • предупреждения летчика об облучении самолёта РЛС;
  • сигнализации о приближении к самолёту с задней полусферы ракет;
  • постановки активных и пассивных помех радиоэлектронным средствам противника.

Надежность самолёта, по мнению иностранных специалистов, обеспечивается прочностью конструкции и многократным дублированием основных самолётных систем.

Истребитель F-15 рассматривается американским командованием как наиболее перспективный самолёт для использования в качестве истребителя-перехватчика в системе ПВО североамериканского континента.

Состоящие на вооружении ВВС США многоцелевые истребители F-4E 2 и истребители — бомбардировщики F-111F и F-111D, по мнению военного руководства США, показали в целом неплохие результаты в боевых действиях в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.
Поэтому после постепенной замены их самолётами F-15 часть самолётов F-4E и F-111 поступит в части ВВС национальной гвардии, а остальные будут переданы в резерв.

Две американские конкурирующие фирмы «Дженерал дайнэмикс» и «Нортроп» построили по два опытных образца истребителей YF-16 (рис. 2) и YF-17 и в начале 1974 года приступили к оценочным летным испытаниям. Их разработка велась в соответствии с выдвинутой в конце 60-х годов министерством обороны США концепцией о возможности и целесообразности создания дешевого и легкого истребителя, оснащенного простой прицельно-навигационной системой и предназначенного для ведения визуального воздушного боя. Общими требованиями к обоим истребителям являлись:

  • высокая маневренность (скороподъемность, разгонные характеристики, радиус разворота) в диапазоне скоростей, соответствующих М = 0,8 — 1,6;
  • хорошая устойчивость и управляемость при маневрировании на большой высоте;
  • достаточно высокая эффективность системы вооружения и простота конструкции;

Высокая маневренность, устойчивость и управляемость этих истребителей должна быть достигнута за счет большой тяговооружённости, небольшой удельной нагрузки на крыло, выполнения наплывов по передней кромке крыла и наличия управляемых во время воздушного боя предкрылков и закрылков. Истребители YF-16 планировалось вооружить одной встроенной 20-мм шестиствольной пушкой «Вулкан», YF-17 — двумя 20-мм пушками М-39. Кроме того, на них будут подвешиваться по две ракеты типа «Сайдвиндер». По мнению американских авиационных специалистов, простые по конструкции и дешевые самолёты требуют значительно меньших затрат и сроков на их ремонт и подготовку к повторному вылету. Кроме того, считается, что потеря одного самолёта, например F-111 или F-15, иногда обойдется дороже, чем причиненный ими ущерб при атаке того или иного объекта противника.

Американский истребитель YF-16Рис. 2. Американский истребитель YF-16

Командование ВВС США считает, что совместное использование тяжелых дорогостоящих истребителей (F-111, F-15) и легких дешевых самолётов значительно повысит боевые возможности истребительной авиации. Кроме того, представители Пентагона полагают, что легкий и дешевый истребитель, обладающий высокими летными характеристиками, может привлечь внимание покупателей из других стран, заинтересованных в приобретении таких самолётов.

После проведения в 1974 году всесторонних летных испытаний истребителей командование ВВС, рассмотрев представленные результаты, признало истребитель YF-16 лучшим и в январе 1975 года решило вести его дальнейшую доработку и затем принять на вооруженно. Намечено построить партию предсерийных истребителей для дальнейших летных испытаний, которые продлятся два-три года. Как сообщает иностранная печать, фирма «Нортроп» намерена продолжить разработку истребителя YF-17 в интересах ВВС США.

Истребители Франции


По количеству разрабатываемых типов истребителей занимает первое место среди других стран НАТО. Наибольшее развитие получили истребители семейства . Только в начале 70-х годов были разработаны и приняты на вооружение истребители «Мираж» 5 и «Мираж» F1; разработан также истребитель . Заказы на самолёты этих типов поступили из 14 стран. Общий их выпуск (с учетом истребителя «Мираж»3) составит примерно 1500 самолётов. В стадии разработки находится истребитель «Мираж» G.8. В 1973 году был принят на вооружение истребитель англо-французского производства А.

«Мираж» 5 (рис. 3) предназначается для нанесения ударов по наземным целям. Вооружается бомбами калибра 1000 фунтов и ракетами AS.30. Общий вес боевой нагрузки 4000 кг. Всего заказано 300 самолётов.

Французский тактический истребитель «Мираж» 5Рис. 3. Французский тактический истребитель «Мираж» 5

«Милан» (рис. 4) имеет улучшенные возможности нанесения ударов по наземным целям с малых высот. Он может действовать с необорудованных аэродромов. На подкрыльевых пилонах подвешиваются бомбы калибра до 1000 фунтов, НУРС и напалмовые баки. Испытывался вариант подвески, состоящей из пяти 1000-фунтовых бомб, двух ракет «Сайдвиндер» и двух 500-литровых топливных баков. Максимальный вес боевой нагрузкн 4600 кг.

Французский тактический истребитель «Милан»Рис 4. Французский тактический истребитель «Милан»

«Мираж» F1 (рис. 5) предназначается для дальнего перехвата воздушных целен и нанесения ударов по наземным объектам. Его запас топлива по сравнению с истребителем «Мираж» 3 больше на 45%, что позволило увеличить дальность при полете на малой высоте на 270 км, а на большой высоте на 430 км. Он обладает хорошими взлетно-посадочными характеристиками — разбег при взлетном весе 11 500 кг составляет 450 м., пробег при посадочном весе 8500 кг — 500 м. Для перехвата воздушных целей имеет следующий основной вариант вооружения: три ракеты R.530 с радиолокационной и ИК системами наведения и две ракеты «Сайдвиндер» или , которые могут выдерживать большие перегрузки и предназначены для ведения ближнего воздушного боя. При нанесении ударов по наземным целям могут использоваться следующие варианты вооруження: ракеты AS.37 или AS.30; 8 бомб по 450 кг и 72 НУРС калибра 68 мм. Самолёт может быть использован и как разведывательный. В этом случае разведывательная аппаратура, включая ИК разведывательную станцию и РЛС бокового обзора, будет размещаться в подвесном контейнере.

Французский тактический истребитель «Мираж» F1Рис. 5. Французский тактический истребитель «Мираж» F1

«Ягуар» А (французский вариант) предназначен для авиационной поддержки войск, может преодолевать систему ПВО противника на малых высотах при полете на сверхзвуковой скорости. Вооружен двумя 30-мм пушками . На пилонах подвешиваются три бомбы по 1000 кг и две бомбы по 250 кг или ракета Мартель AS.37, НУРС и топливные баки. Максимальная бомбовая нагрузка 4500 кг. Всего планируется закупить около 200 самолётов.

«Мираж» G.8 с крылом изменяемой геометрии (рис. 6) разрабатывается в качестве многоцелевого самолёта для принятия на вооружение в конце 70-х годов. По данным фирмы, он обладает возможностью преодолевать ПВО противника на малых высотах при полете на сверхзвуковой скорости. Самолёт оснащается комплексной РЛС , имеющей дальность обнаружения целей более 40 км, и комплексной системой навигации и бомбометания с малых высот, включая лазерный дальномер, доплеровскую РЛС и счетно-решающее устройство. Фирма предложила проект истребителя с неподвижным крылом со стреловидностью 55°, получившего наименование «Мираж» 8. По расчетам специалистов, два двухконтурных турбореактивных двигателя М53 тягой по 8500 кг должны обеспечить максимальную скорость, соответствующую числу М = 2,9.

Многоцелевой французский тактический истребитель «Мираж» G.8Рис. 6. Многоцелевой французский тактический истребитель «Мираж» G.8

Истребители Великобритании, ФРГ и Италии


Эти страны стремятся обновить парк истребительной авиации главным образом за счет самолётов, разрабатываемых по совместным программам, и таким образом в какой-то степени сократить расходы на закупку вооружения в США. В Великобритании и Франции разработан и принят на вооружение истребитель «Ягуар». ФРГ, и участвуют в совместной разработке истребителя . Обновление самолётного парка в Великобритании производится в основном за счет закупки в США многоцелевых истребителей «Фантом» и принятого в 1973 году на вооружение ВВС тактического истребителя англо-французского производства «Ягуар» S (в ВВС Великобритании он обозначается «Ягуар» GR.Mk1). В отличие от французского истребителя «Ягуар» А на нем установлены две встроенные 30-мм пушки , и он может использоваться в качестве разведывательного самолёта с аппаратурой, размещенной в подвесном контейнере.

Поступление многоцелевых истребителей «Панавиа-200» в части ВВС Великобритании намечается на 1978 год.

ФРГ с начала 70-х годов обновляет парк истребительной авиации за счет закупки в США многоцелевых истребителей F-4F (175 единиц) и разведывательных самолётов RF-4F «Фантом» (88 единиц). Ими частично заменяются устаревшие самолёты F-104 и G.91. В 1978 году в боевые части должны поступить многоцелевые истребители «Панавиа-200». Для проведения летных испытаний ВВС ФРГ заказали три опытных образца этого самолёта. Для авиационной поддержки войск может быть использован дозвуковой учебно-боевой самолёт , разрабатываемый совместно с Францией. Принять его на вооружение предполагается в 1975 году. Он будет оснащен 30-мм встроенной пушкой «Дефа» или 12,7-мм пулеметом , размещенным в контейнере под фюзеляжем. На двух или четырех подкрыльевых пилонах этого самолёта могут подвешиваться 1000-, 250-, 125- или 50-кг фугасные бомбы или установки с НУРС калибра 70 мм. Его максимальная боевая нагрузка составит 2200 кг.

Командование ВВС Италии планирует обновить парк истребительной авиации за счет принятия на вооружение в конце 70-х годов самолётов «Панавиа-200». Ими будут заменяться устаревшие самолёты F-101 и G.91.

Военное руководство стран НАТО одновременно с разработками и принятием на вооружение новых самолётов уделяет большое внимание совершенствованию состоящих на вооружении. Иностранная печать отмечает, что работы по модернизации самолётов проводятся в целях улучшения боевых возможностей самолётов и продления сроков их эксплуатации в боевых частях Поэтому предполагается, что значительная часть их будет состоять на вооружении ВВС стран НАТО и в 80-х годах.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.