Изучая опыт агрессивных войн империализма в Индокитае и на Ближнем Востоке, иностранные военные специалисты отмечают, что постоянное развитие истребительной авиации и ЗУРО, а также совершенствование средств управления ими значительно повысили эффективность систем ПВО, что в свою очередь привело к увеличению потерь самолётов боевой авиации. Чтобы уменьшить потери дорогостоящих пилотируемых боевых самолётов и их экипажей при преодолении ПВО противника, военное руководство капиталистических стран уделяет усиленное внимание развитию беспилотных самолётов. По мнению зарубежных специалистов, небольшие размеры беспилотных самолётов (по сравнению с пилотируемыми) определяют меньшую эффективную отражающую площадь, что значительно уменьшает дальность их обнаружения радиолокационными станциями систем ПВО противника, а возможность манёврирования с большими перегрузками позволяет более эффективно уклоняться от огня активных средств ПВО.

По сообщениям иностранной печати, другой основной причиной широкого применения беспилотных самолётов является всевозрастающая стоимость пилотируемых самолётов. Если современный тактический истребитель оценивается в 10—15 млн. долларов и более, то стоимость малого или среднего беспилотного самолёта (в зависимости от состава его бортового оборудования) не превышает 300 тыс. долларов, а большой беспилотный самолёт, оснащённый сложным электронным оборудованием, стоит не более 1 млн. долларов.

Кроме этого, необходимо учитывать, отмечают иностранные специалисты, трудности восполнения потерь летного состава пилотируемой авиации, так как для подготовки одного летчика современного самолёта требуется несколько лет и затрачивается около 500 тыс. долларов.

Наиболее широкое применение и развитие беспилотных самолётов отмечается в , где они появились более 25 лет назад. Сначала это были серийные пилотируемые самолёты, оборудованные системами дистанционного управления. В основном они применялись как самолёты-мишени для выполнения практических стрельб наземной и корабельной зенитной артиллерией, а также для пусков зенитных управляемых ракет и атак самолётов истребительной авиации с боевым применением бортового оружия. Например, по данным иностранной печати, в 1950 году в ВВС США несколько пилотируемых тяжелых бомбардировщиков В-17 и разведывательных самолётов КВ-50 были переоборудованы в беспилотные (управляемые по радио). Специалисты ВМС США тогда же начали переделывать учебные самолёты Т-33 в беспилотные самолёты-мишени. Несколько позднее часть пилотируемых истребителей QF-86 была переделана в телеуправляемые беспилотные мишени QF-86.

В дальнейшем для этих целей использовались переоборудованные боевые крылатые ракеты. Так, с 1958 года в качестве мишени применялась снятая с вооружения подводных лодок крылатая ракета «Регулус». Скорость полёта такой мишени на высоте 21 000 м достигала М = 2. Позднее начали создаваться специальные управляемые воздушные мишени и беспилотные самолёты-разведчики.

В мае 1970 года в ВВС США был проведен закрытый симпозиум по вопросу о перспективах развития беспилотных самолётов. Решения этого симпозиума, в котором приняли участие более ста ведущих инженеров авиационно-космической и радиоэлектронной промышленности, представителей научных учреждений и военных специалистов, легли в основу программ дальнейшего развития беспилотных самолётов. По заявлению руководитетя симпозиума генерала Д. Фергуссона, главный вывод симпозиума состоит в том, что в недалеком будущем телеуправляемые беспилотные самолёты могут произвести целую «революцию в воздушной войне». На этом симпозиуме были разработаны основные требования к беспилотным самолётам различного назначения, их оборудованию и вооружению, системам пуска и возвращения.

В настоящее время, как сообщает иностранная печать, разработки беспилотных самолётов в США ведутся по 30 программам. Уже в начале 1973 года американская промышленность выпускала беспилотные самолёты 38 различных типов.

Одной из ведущих американских фирм в области создания беспилотных самолётов является фирма «Теледайн Райан». С 1960 года она выпустила более 5 тыс. управляемых воздушных мишеней BQM-31A «Файерби» 1 (фирменное обозначение — серия 124).

По конструкции это беспилотный скоростной самолёт-мишень со среднерасположенным крылом и турбореактивным двигателем, установленным в мотогондоле внизу передней части фюзеляжа. Фюзеляж обычной полумонококковой конструкции, изготовлен в основном из алюминиевых сплавов, а его носовая и хвостовая части — из лёгкого радиопрозрачного материала. Крыло мишени тонкое, снабжено небольшими элеронами. В случае удара о препятствие при посадке на грунт крыло лёгко отделяется. Хвостовое оперение состоит из обычного стабилизатора и вертикального киля, снабженных рулями высоты и поворота соответственно. Стреловидность хвостового оперения по передней кромке 45°. Верхняя часть киля сделана из радиопрозрачного материала, под которым расположены антенны системы дистанционного управления.

Мишень снабжена турбореактивным двигателем J69-T-29 тягой 770 кг. Ёмкость основного внутреннего топливного бака около 380 л (расположен в передней части), а дополнительного фюзеляжного приблизительно 95 л. Кроме того, можно подвесить два бака по 380 л (один на каждой консоли крыла). Эти подвесные баки могут быть сброшены во время полёта.

Источником электроэнергии является генератор постоянного тока, приводимый во вращение от редуктора двигателя. Генератор вырабатывает электрический ток напряжением 28В. Максимальная сила тока 200А. Для обеспечения систем мишени переменным током на ней установлен преобразователь, на выходе которого получается переменный ток (напряжение 115 В, частота 400 Гц). Мощность преобразователя 200 Вт. На борту самолёта установлены УKB радиоприёмник AN/DRW-28 системы управления, автопилот и телеметрическая система ТM-4-31А.

Запуск BQM-34A может производиться с самолёта-носителя, наземной пли корабельной пусковой установки. При запуске с земли обычно используется ракетный ускоритель. Возвращение самолёта в случае повреждения, потери связи с пунктом управления, остановки двигателя или по команде с земли производится с помощью парашютной системы, для включения которой применяется аварийный источник электроэнергии — бортовой аккумулятор. После удара о землю (воду) для уменьшения повреждения планера парашюты автоматически отсоединяются.

Кроме выполнения основной задачи, эта управляемая воздушная мишень может быть использована для нанесение ударов по наземным целям, ведения воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Для этого на ней предусмотрена возможность подвески авиабомб, бомбовых кассет, контейнеров со средствами РЭБ или с разведывательным оборудованием.

На базе этой мишени создан новый беспилотный самолёт (серия 147), совершенствование которого привело к появлению большой группы беспилотных управляемых самолётов AQM-34 различного назначения. Последовательность создания основных моделей беспилотных самолётов серии 147 показана на рис. 1.

Последовательность создания основных моделей беспилотных самолётов на базе воздушной мишени BQM-34AРис. 1. Последовательность создания основных моделей беспилотных самолётов на базе воздушной мишени BQM-34A

Беспилотные самолёты этой серии различаются между собой размерами планера, мощностью силовой установки, максимальным стартовым весом. Большинство из них первоначально предназначалось для использования в качестве воздушных мишеней или для ведения воздушной разведки с применением аэрофотоаппаратов, а также ИК, лазерной и телевизионной аппаратуры, средств радио- и радиотехнической разведки и т. д. В последующем, в связи с расширением круга боевых задач, возлагаемых командованием на беспилотные самолёты, производились соответствующие доработки оборудования и конструкций этих самолётов с целью получения возможности их многоцелевого использования. В настоящее время значительная часть беспилотных самолётов этой серии может быть быстро переоборудована для решения следующих боевых задач: ведения воздушной разведки, нанесения ударов по наземным целям, ведения РЭБ, ретрансляции и т. д.

В иностранной печати приводились более подробные характеристики некоторых беспилотных самолётов этой серии. Например, самолёт AQM-34R имеет дальность полёта 2400 км, практический потолок более 18 000 м, максимальную скорость полёта на большой высоте 780 км/ч. На нем установлен АФЛ HR233A с фокусным расстоянием 61 см, запас фотопленки (ширина 23 см) позволяет сделать около 900 снимков.

Беспилотный самолёт AQM-34L (в разведывательном варианте) имеет диапазон скоростей полёта на малых высотах 780-1010 км/ч, запас топлива 517 кг, что обеспечивает дальность полёта (в зависимости от высоты) 285—1200 км. На нем установлены, доплеровская РЛС, АФА F415 с фокусным расстоянием 76 мм, запас фотопленки (ширина 70 мм) дает возможность произнести до 2000 снимков, телевизионная аппаратура с устройство и передачи изображений фотоснимков на самолёт-носитель на расстояние до 240 км. Оптимальной для воздушного фотографирования считается высота 150—500 м После выполнения задания самолёт может набрать высоту 15000 м и на этой высоте возвращаться в район приземления или перехвата его спасательным вертолётом.

В 1960 году по заказу ВВС США фирма «Теледайн Райан» начала разработку нового беспилотного самолёта AQM-91A «Файерфляй» (фирменное обозначение — серия 154), предназначенного для фотографирования и радиотехнической разведки с больших высот. Первые серийные образцы этого самолёта начали поступать на вооружение ВВС в 1970 году. По данным зарубежной печати, всего было построено 25 таких беспилотных самолётов, некоторые из них принимали участие в разведывательных полётах над территорией КНР и других государств.

Для уменьшения дальности обнаружения самолёта AQM-91A радиолокационными станциями системы ПВО противника при конструировании планера самолёта стремились уменьшить эффективную отражающую поверхность, а некоторые его части покрыли неферромагнитными материалами, поглощающими радиоволны. Чтобы ослабить интенсивность ИК излучения в нижнюю полусферу, двигатель на этом самолёте расположили над фюзеляжем, выполняющим роль экрана. Поэтому истребителю-перехватчику, чтобы сбить самолёт управляемой ракетой с ИК головками самонаведения, необходимо находиться в верхней полусфере или, по крайней мере, на одной и той же высоте.

На самолёте AQM-91A имеется система управления полётом, телеметрическая аппаратура, парашютная система и т. д. В состав его разведывательного оборудования входят: панорамный АФА КА-80А (фокусное расстояние 61 см) и ИК аппаратура. Вес АФА 117 кг. Запас пленки (ширина 114 мм) обеспечивает получение до 1500 снимков. Некоторые характеристики самолёта: максимальный взлётный вес 2380 кг, максимальная тяга двигателя 4500 кг, размах крыла 14,63 м, длина 10,36 м, диаметр фюзеляжа 0,975 м.

Беспилотные самолёты AQM-91А в 1973 году были выведены из боевого состава ВВС США и законсервированы. При необходимости они могут быть в короткий срок приведены в готовность.

По сообщениям иностранной печати, в последние годы командование ВВС США большое внимание уделяет созданию специальных тактических ударных беспилотных самолётов, способных поражать разнообразные наземные объекты противника в его тактической и оперативной глубине. Американские специалисты считают, что беспилотные самолёты, обладая хорошими возможностями по преодолению сильной ПВО противника, смогут нанести ему значительный урон в живой силе и технике, а также обеспечить боевые действия пилотируемых самолётов, подавляя объекты ПВО.

По заказу ВВС США фирма «Теледайн Райан» построила и проводит испытания нескольких ударных самолётов BGM-34 (фирменное обозначение — серия 234). Первоначально были построены два самолёта BGM-34A с радиокомандной системой управления. Для обзора местности по курсу в их носовой части установлена телевизионная аппаратура. Испытания самолётов этого типа проводились на авиабазе Эдвардс (штат Калифорния). Было выполнено большое количество практических пусков противорадиолокационных УР , УР с телевизионной головкой самонаведения, управляемых авиабомб «Хобо». По заявлению представителей фирмы и ВВС США, испытания прошли успешно.

Затем были построены беспилотные ударные самолёты BGM-34B (рис. 2). По конструкции они немного отличаются от BGM-34A: переделана хвостовая часть и установлен более мощный двигатель. Для обеспечения нанесения ударов по наземным целям днём, в условиях плохой видимости или ночью самолёт имеет телевизионную систему, работающую при слабом уровне освещенности. На одном из опытных образцов этого самолёта испытывается лазерное устройство для подсветки целей и наведения на них ударных беспилотных и пилотируемых самолётов. Это устройство является модифицированным вариантом лазерного оборудования, устанавливаемого на тактических истребителях F-4D 2 по программе «Пэйв найф». На другом самолёте BGM-34B телевизионная аппаратура заменена ИК системой переднего обзора. Самолет может нести до 500 кг авиабомб, управляемых ракет и другого оружия.

Ударный беспилотный самолёт BGM-34B, вооружённый УР Мейверик, подвешен под крылом самолёта-носителя DC-130НРис. 2. Ударный беспилотный самолёт BGM-34B, вооружённый УР «Мейверик», подвешен под крылом самолёта-носителя DC-130Н

Как сообщается в иностранной печати, несмотря на то, что испытания ударных управляемых беспилотных самолётов и их бортовой аппаратуры еще продолжаются, США уже сейчас стараются найти покупателей этих самолётов среди других стран — участниц агрессивного блока . В частности, в 1974 году четыре беспилотных самолёта BGM-34B демонстрировались в .

В настоящее время фирма разрабатывает третий тип этого самолёта — многоцелевой беспилотный самолёт BGM-34С. Он создается на базе самолёта AQM-34L для ведения воздушной разведки, нанесения ударов по наземным целям, решения задач РЭБ и т. д. Возможность столь широкого его использования обеспечивается наличием сменных (модульных) носовых частей, оснащённых соответствующим оборудованием. По заявлению представителей фирмы, полезная грузоподъёмность самолёта BGM-34C будет почти в два раза больше, чем у BGM-34B. Например, на него можно подвешивать до четырёх УР «Мейверик».

Для проведения испытаний (начало их планировалось на весну 1976 года, а окончание на октябрь того же года) командование ВВС США в 1974 году заказало фирме восемь самолётов BGM-34C.

Одновременно с созданием самолёта BGM-34С проводится совершенствование оборудования системы управления, установленного на самолёте-носителе DC-130Н. Зарубежная печать сообщает, что с помощью этой системы экипаж одного самолёта DC-130Н сможет одновременно управлять восемью самолётами BGM-34С (из них четыре могут быть запущены с этого самолёта, а остальные — с других самолётов-носителей или с наземных ПУ).

По программе ВВС США «Компас Коуп» две американские фирмы «Теледайн Райан» и «Боинг» в конкурсном порядке ведут работы по созданию стратегических разведывательных беспилотных самолётов, способных выполнять длительные полёты на больших высотах. Одним из требований, предъявляемых ВВС США к такому самолёту, является возможность использования его в будущем в качестве многоцелевого беспилотного самолёта, то есть для ведения РЭБ, наблюдения, целеуказания и т. д.

Самолет фирмы «Теледайн Райан» YQM-98A (фирменное обозначение -— серия 235) представляет собой моноплан с низкорасположенным крылом, двухкилевым хвостовым оперением и двигателем, установленным сперху над средней частью фюзеляжа. В отличие от всех предыдущих беспилотных самолётов, которые запускаются с самолёта-носителя или наземной ПУ возвращаются на землю с помощью парашютной системы с последующим «подхватом» в воздухе специальным вертолётом, на самолёте YQM-98A имеется убирающееся в полёте трёхопорное шасси для взлёта и посадки на обычную ВПП. Система управления самолётом — командная по радио.

Беспилотный самолёт YQM-98A обладает следующими основными характеристиками: максимальный взлётный вес около 6500 кг, полезная нагрузка (при расчётной продолжительности полёта 24 ч) 320 кг, крейсерская скорость (на высотах 15—21 км) М =0,5—0,6, максимальная продолжительность полёта до 30 ч, длина 11,7 м, высота 2,44 м, размах крыла 24,75 м.

Строительство первых двух прототипов самолёта YQM-98A началось в 1973 году и было завершено в начале 1974 года. В апреле 1974 года оба эти самолёта были доставлены на авиабазу ВВС США Эдвардс (штат Калифорния), где начались их лётные испытания.

Фирма «Боинг» разрабатывает беспилотный самолёт YQM-94A (рис. 3). Она также построила два прототипа, но первый из них в августе 1973 года во время выполнения второго испытательного полёта разбился. Испытания второго прототипа продолжаются. Беспилотный самолёт YQM-94A внешне очень похож на самолёт фирмы «Теледайн Райан» YQM-98A и имеет примерно такие же характеристики.

Стратегический высотный беспилотный самолёт-разведчик, построенный фирмой «Боинг» по программе «Компас Коуп»
Рис. 3. Стратегический высотный беспилотный самолёт-разведчик, построенный фирмой «Боинг» по программе «Компас Коуп»

Зарубежная печать сообщала, что предварительные испытания опытных образцов самолётов YQM-98A и YQM-94A планировалось завершить в 1975 году, и после анализа результатов этих испытапйй командование ВВС США примет окончательное решение о выборе одного из них для серийного производства.

По данным иностранной прессы, кроме вышеупомянутых самолётов, в США создано и разрабатывается большое количество беспилотных самолётов различного предназначения. В частности, сообщается, что американская фирма «Бич эркрафт» построила серию воздушных мишеней (например, AQM-37А и HAST), способных летать со сверхзвуковой скоростью (до М=4).

Мишени AQM-37А используются в боевой подготовке вооружённых сил США для выполнения практических пусков ЗУР, перехватов истребителями с применением их бортового оружия, а также при проведении испытаний новых систем ЗУРО, УР класса «воздух—воздух», авиационных пушек и новых систем управления этим оружием.

Кроме того, фирма «Нортроп» создала воздушные мишени MQM-74C (рис. 4) и разрабатывает перспективный многоцелевой беспилотный самолёт для ВВС США.

Воздушная мишень MQM-74C фирмы «Нортроп» перед запуском с наземной ПУРис. 4. Воздушная мишень MQM-74C фирмы «Нортроп» перед запуском с наземной ПУ

Основными направлениями работ, проводимых в США в области совершенствования существующих и создания новых беспилотных самолётов, являются:

  • модернизация старых и создание новых систем управления беспилотными самолётами;
  • разработка современного разведывательного оборудования, обладающего лучшими характеристиками, систем вооружения, аппаратуры наблюдения и целеуказания, включая лазерную;
  • создание новых, более эффективных бортовых средств РЭБ;
  • со-вершенствоьанпе планеров и силовых установок самолётов с внедрением в их конструкции новых перспективных материалов, включая композиционные материалы;
  • совершенствование и создание новых систем запуска беспилотных самолётов и возвращения их на землю.

Большое внимание в последние годы уделяется созданию перспективных многоцелевых беспилотных самолётов модульной конструкции, предназначенных для решения широкого круга боевых задач, и беспилотных самолётов для ведения воздушных боев с самолётами противника. Кроме того, зарубежная печать отмечает, что в США значительно расширились НИОКР по созданию малых тактических беспилотных самолётов, предназначенных для выполнения боевых задач над полем боя в интересах сухопутных войск. Стартовый вес таких самолётов составит 20—100 кг. на них планируется возложить воздушную разведку, нанесение ударов по наземным целям, ведение РЭБ и т д.

Сведения о существующих и вновь создаваемых в США беспилотных самолётах и их предназначении еще раз говорят о том, что милитаристские империалистические крути США, несмотря на происходящий процесс разрядки международной напряжённости, продолжают гонку вооружений и подготовку к развязыванию агрессивной войны, наращивают боевую мощь своих вооружённых сил.

Пентагон стремится обеспечить успешное ведение боевых действий в будущих агрессивных войнах за счёт широкого использования беспилотных самолётов, так как это позволит в определённой степени уменьшить влияние слабости морально-боевых качеств лётного состава на решение поставленных задач.

Добавить комментарий