Бронетанковая техника Великобритании

Сухопутные войска /
является одной из активных стран — участниц агрессивного блока . Английское командование, продолжая наращивать мощь вооружённых сил, уделяет значительное внимание оснащёнию своих сухопутных войск современными образцами бронетанковой техники.

Английские военные специалисты тщательно изучили опыт боевых действий на Ближнем Востоке в октябре 1973 года и пришли к выводу, что, несмотря на бурное развитие противотанковых средств, танки продолжают играть ведущую роль на поле боя в условиях применения как обычного оружия, так и средств массового поражения.

В составе сухопутных войск Великобритании имеется 14 танковых и пять разведывательных полков, из них 11 танковых и два разведывательных входят в состав Британской Рейнской армии и подчиняются командованию НАТО. Остальные представляют собой часть стратегического резерва и дислоцируются в Англии.

В 1975 году было завершено перевооружение танковых частей основными боевыми танками , которые после проведения соответствующей модернизации планируется оставить на вооружёнии до середины 80-х годов. Затем они будут заменены новым, перспективным танком MBT80, разработка которого в настоящее время ведётся совместно с . Снятые с вооружёния танки используются в основном в учебных целях. Продолжают поступать в войска новые лёгкие разведывательные танки . На их базе английские специалисты создали целое семейство лёгких боевых и специальных бронированных машин. На вооружёнии сухопутных войск Великобритании состоят также боевые разведывательные машины , бронеавтомобили и , бронетранспортёры и . Отмечается широкое внедрение колёсных бронеавтомобилей, которые используются в основном для ведения разведки.

Действия бронетанковых частей Великобритании поддерживаются огнём самоходной артиллерии английской 105-мм самоходной пушкой и американскими самоходными гаубицами M109 и M110 калибров 155 и 203,2 мм соответственно.

Как отмечается в иностранной печати, в области создания и производства бронетанковой техники Великобритания приобрела определённый опыт. Английская бронетанковая промышленность в настоящее время не только обеспечивает потребности собственных сухопутных войск, но и поставляет свою продукцию в другие страны. Например, с Ираном заключены контракты на поставку 780 танков «Чифтен» и 300 лёгких танков «Скорпион», около 80 танков Мк1 продано Кувейту. Последние производятся английской промышленностью на экспорт, а на вооружёнии сухопутных войск Великобритании не состоят. Кроме того, учитывая наличие большого количества танков «Центурион» в армиях многих капиталистических стран, английская фирма «Виккерс» разработала и предлагает провести ряд мероприятий по модернизации этого танка, направленных в основном на повышение его огневой мощи и проходимости.

Иностранные специалисты указывают на некоторые особенности, отличающие английскую бронетанковую технику от аналогичной техники других стран. В частности, при создании танков в Великобритании основное внимание уделяется оснащёнию их мощным вооружением и надёжной броневой защитой, а вопросы манёвренности отодвигаются на третье место. Это объясняется английской концепцией танкового боя, которая состоит в том, что танк, выдерживая огонь танка противника, должен заставить его прекратить сопротивление. И хотя скорость танка является одной из главных характеристик, она, по мнению английских специалистов, не может «заменить» броневую защиту, так как в ближнем бою танки движутся относительно медленно. Однако это не означает, что в Великобритании не придается должного значения вопросам манёвренности. Так, одной из главных задач последней модернизации танка «Чифтен» было повышение мощности его двигателя, следовательно, скоростных характеристик.

Основной боевой танк «Чифтен» принят на вооружение армии Великобритании в 1963 году (рис. 1). В иностранной военной печати отмечалось, что при его создании учитывались лучшие конструкторские решения, использованные в танке «Центурион». Компоновка танка «Чифтен» имеет некоторые особенности: механик-водитель находится в боевом положении полулежа, что позволяет уменьшить высоту отделения управления путем увеличения угла наклона верхней лобовой брони корпуса. Для защиты от кумулятивных снарядов борта корпуса прикрыты экранами фальшбортами. По мнению английских специалистов, танк «Чифтен» обладает достаточно надёжной броневой защитой, однако это привело к увеличению его боевого веса. Защита экипажа от оружия массового поражения обеспечивается как бронированием, так и наличием фильтровентиляционной установки и системы создания избыточного давления внутри танка.

Основной боевой танк «Чифтен»Рис. 1. Основной боевой танк «Чифтен»

Основным вооружением танка «Чифтен» является 120-мм нарезная пушка L11А2, стабилизированная в двух плоскостях наведения, что позволяет вести огонь с ходу. Выбор данного калибра обусловлен тем, что специалисты Великобритании считают эффективность своей 105-мм танковой пушки недостаточной для поражения будущих танков на средних дальностях. Проведённые исследования показывают, что типичная видимость на европейских ТВД при нормальных погодных условиях порядка 2000—4000 м.
Поэтому, по их мнению, необходимо иметь основное вооружение, способное поражать тачки противника на этих дальностях.

В боекомплект танка «Чифтен» входят бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном (APDS) и бронебойно-фугасные снаряды с пластичным ВВ (HESH). В иностранной печати указывается, что применение выстрелов раздельного заряжания дало возможность смонтировать 120-мм пушку в сравнительно небольшом объёме башни и увеличить боекомплект до 53 выстрелов. Вместе с тем отмечается, что применение выстрелов раздельного заряда вместо унитарных снизило скорострельность пушки. Заряды боекомплекта размещаются в специальной огнестойкой укладке. Гильзы полностью сгорающие, эжекционное устройство на стволе пушки предотвращает поступление дыма и газов в боевое отделение во время стрельбы. Специальный теплоизоляционный чехол предохраняет ствол от деформации вследствие неравномерного охлаждения.

С пушкой спарены два пулемёта: 12,7-мм пристрелочный и калибра 7,62 мм (для стрельбы по живой силе). На командирской башенке установлен 7,62-мм зенитный пулемёт. Для постановки дымовых завес служат два шестиствольных гранатомёта, смонтированных на бортах башни.

При наведении пушки на цель наводчик использует монокулярный перископический прицел восьмикратного увеличения или телескопический прицел семикратного увеличения, а командир танка — перископический прицел с одно- и 15-кратным увеличением. Для облегчения целеуказания и контроля за работой наводчика командирский прицел связан с прицелом наводчика. Во время действий в ночных условиях командир и наводчик используют ИК прицелы, а механик-водитель — ИК прибор ночного видения.

На танке установлен двухтактный шестицилиндровый многотопливный двигатель жидкостного охлаждения L 60 фирмы «Лейланд» максимальной мощностью 700 л. с. Для запуска двигателя в зимних условиях применяется вспомогательный двигатель мощностью 30 л. с. Силовая установка выполнена в едином блоке. Английские специалисты указывают, что её можно быстро и легко заменить при выполнении ремонтных работ.

Силовая передача танка механическая. Она состоит из центробежного сцепления, планетарной коробки передач (шесть передач переднего и две заднего хода), дифференциального механизма поворота и одноступенчатой цилиндрической бортовой передачи. Ходовая часть танка «Чифтен» аналогична ходовой части танка «Центурион». Гусеница выполнена с металлическим шарниром и резиновыми накладками траков. Кроме оборудования для подводного вождения, танк «Чифтен» оснащён также индивидуальным плавсредством каркасного типа (как на танке «Центурион»).

Танк «Чифтен» уже прошёл несколько этапов модернизации, направленной главным образом на повышение проходимости и огневой мощи за счёт увеличения мощности двигателя и внедрения новой системы управления огнём. Так, танк «Чифтен» Мк3/3 имеет лазерный дальномер, бесподсветочные ИК прицелы, усовершенствованные приборы наблюдения, новые системы воздухоочистки и вспомогательный двигатель, улучшена конструкция наружных и внутренних ящиков для хранения инструментов и ЗИП. На танке «Чифтен» Мк5 установлен более мощный многотопливный двигатель L60 № 7А, а в систему управления огнём введён электронный баллистическим вычислитель.

На базе танка «Чифтен» созданы бронированная ремонтно-эвакуационная машина и мостоукладчик (рис. 2). Новая БРЭМ предназначена в первую очередь для эвакуации с поля боя вышедших из строя танков. Она имеет аналогичные с танком корпус, основной и вспомогательный двигатели, трансмиссию и ходовую часть. Ее боевой вес 49 т. В качестве специального оборудования используются сошник, установленный в передней части корпуса, основная и вспомогательная лебедки с тяговым усилием соответственно 30 и 3,5 т. Принятие на вооружение новой БРЭМ намечается на 1976 год. Она заменит состоящую на вооружёнии БРЭМ Мк2, созданную на базе танка «Центурион».

Мостоукладчик, созданный на базе танка «Чифтен»
Рис. 2. Мостоукладчик, созданный на базе танка «Чифтен»

С 1972 года в войска Великобритании поступает новый лёгкий разведывательный танк «Скорпион», созданный фирмой «Алвис». На базе этого танка разработаны специальные боевые гусеничные машины: боевая разведывательная машина «Симитэр», самоходная пусковая установка , разведывательный бронетранспортёр , командно-штабная машина «Султан», санитарная машина «Самаритан» и бронированная ремонтно-эвакуационная машина . В настоящее время наряду с танком «Скорпион» в серийном производстве находятся также боевая разведывательная машина «Симитэр» и разведывательный БТР «Спартан». Рассматривается вопрос о создании на базе этого танка 20-мм спаренной зенитной самоходной установки. Всего для сухопутных войск Великобритании планируется поставить около 2100 лёгких танков «Скорпион» и других машин этого семейства.

В июне 1971 года заключила контракт с Великобританией на сумму 5 млн. фунтов стерлингов, согласно которому бельгийские сухопутные войска должны получить около 700 лёгких разведывательных танков «Скорпион» и специальных машин, созданных на его базе. Окончательная сборка этих образцов боевых машин будет осуществляться на бельгийских заводах.

Лёгкий разведывательный танк «Скорпион» аэротранспортабельный. Моторно-трансмиссионное отделение расположено впереди. Броня корпуса и башни изготовлена из алюминиевого сплава и защищает экипаж от пуль и осколков артиллерийских снарядов.

Танк вооружён 76-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом. Боекомплект пушки в основном включает выстрелы с бронебойно-фугасными снарядами с пластичным ВВ. Для поражения лёгкобронированных целей и живой силы есть также осколочно-фугасные снаряды. Справа и слева от броневой маски пушки установлены два трехствольных гранатомёта для постановки дымовых завес.

Наводчик имеет дневной прицел (с восьмикратным увеличением) и два перископических смотровых блока. Для стрельбы ночью служит бесподсветочный прицел. У командира есть бинокулярный перископический прибор наблюдения с переменным увеличением (10 и 1) и семь перископических смотровых блоков.

На танке установлен шестицилиндровый карбюраторный двигатель. Силовая передача состоит из планетарной коробки передач (семь передач переднего и заднего хода) и самоблокирующегося дифференциального механизма поворота. Тормоза механизмов поворота дисковые с гидроприводом. Ходовая часть танка выполнена с торсионной подвеской и гидравлическими амортизаторами на передних и задних опорных катках. Фильтровентиляционная установка обеспечивает экипажу возможность вести боевые действия в районах, подвергшихся воздействию оружия массового поражения. Водные преграды танк преодолевает с помощью индивидуального плавсредства, выполненного в виде складывающихся экранов, размещённых по периметру корпуса. Движение на воде осуществляется со скоростью 7 км/ч посредством гусеничных лент. Для внешней связи используется радиостанция RT-352-2.

В Великобритании для сухопутных войск были созданы и поступили на вооружение колёсные боевые бронированные машины различного назначения. По мнению английских специалистов, эти машины по сравнению с гусеничными обладают рядом преимуществ: меньше шума при движении, выше маршевая скорость, большой запас хода и т. д. В их конструкции можно в большей мере применять стандартные узлы и агрегаты коммерческих автомобилей, что удешевляет их производство, упрощает ремонт и обслуживание.

В начале 50-х годов английские фирмы разработали бронеавтомобили «Феррет» и «Саладин», которые затем прошли модернизацию и до сих пор состоят на вооружении сухопутных войск Великобритании и армий многих стран (особенно Ближнего Востока и Африки). Эти бронеавтомобили предназначены в основном для ведения разведки и использования в качестве машин связи.

Бронеавтомобиль «Саладин» до недавнего времени был основной машиной разведывательных полков Британской Рейнской армии. В настоящий период вместо него на вооружение поступает лёгкий разведывательный танк «Скорпион». При создании бронеавтомобиля «Саладин» за основу взяли колёсный бронетранспортёр «Сарацин», но компоновку агрегатов изменили. Например, двигатель установлен в кормовой части. Бронированный корпус защищает экипаж от пуль и осколков артиллерийских снарядов; вооружение: 76-мм пушка и два 7,62-мм пулемёта, установленных во вращающейся башенке. В боекомплект пушки входят боеприпасы тех же типов, что и в боекомплект лёгкого танка «Скорпион». Машину можно транспортировать по воздуху.

Бронеавтомобиль «Феррет» Мк2/3 (4X4) состоит на вооружении эскадронов разведывательных полков. Корпус его имеет противопульное бронирование, пулемёт установлен во вращающейся на 360 градусов башенке. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель B.60 Мк6а фирмы «Роллс-Ройс» расположен в кормовой части корпуса. ИК прибор обеспечивает вождение ночью. При преодолении рвов шириной до 1,2 м используются две металлические колеи, которые крепятся спереди машины. Форсирование водных преград осуществляется с помощью индивидуального плавсредства, закреплённого по периметру корпуса.

На бронеавтомобилях «Феррет» Мк2/6 монтируются две пусковые установки ПТУРС «Виджилент», а на бронеавтомобилях «Феррет» Мк5 — ПТУРС .

С 1973 года на вооружение сухопутных войск Великобритании поступает новая колёсная боевая разведывательная машина «Фокс» (рис. 3). Она создана фирмой «Даймлер» на базе бронеавтомобиля «Феррет». Корпус и башня машины изготовлены из алюминиевой брони. Двигатель (как и на танке «Скорпион») позволяет развивать максимальную скорость до 104 км/ч.

Боевая разведывательная машина «Фокс»Рис. 3. Боевая разведывательная машина «Фокс»

Башня, в которой монтируются 30-мм пушка «Рарден» и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт, изготовляется фирмой «Алвис» и затем доставляется на государственный арсенал в г. Лидс для сборки. В боекомплект пушки (скорострельность 90 выстр./мин) входят бронебойно-фугасные (начальная скорость 1200 м/с) и осколочно-фугасные снаряды.

БРМ «Фокс» оборудована следующими системами: защиты от оружия массового поражения, навигационной и управления огнём, а также дневными и ночными прицелами, приборами наблюдения. Около 300 машин заказано Ираном.

Основным бронетранспортёром, используемым в настоящее время, является гусеничный БТР «Троуджен» (рис. 4), принятый на вооружение в 1963 году. Он имеет герметизированный корпус, изготовленный из брони толщиной 6—12 мм, которая защищает экипаж от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. В десантном отделении БТР размещаются десять человек. Над люком командира установлен 7,62 мм пулемёт. Моторно-трансмиссионное отделение размещёно в передней части корпуса. Многотопливный шестицилиндровый двухтактный двигатель К60 № 4 Мк4F выполнен в одном блоке с коробкой передач. Ходовая часть состоит из торсионной подвески, пяти обрезиненных опорных и двух поддерживающих катков (на сторону) и гусеницы с резинометаллическим шарниром. Траки снабжены съёмными резиновыми подушками. На передних опорных катках установлены телескопические амортизаторы.

Гусеничный бронетранспортёр «Троуджен»Рис. 4. Гусеничный бронетранспортёр «Троуджен»

Водные преграды бронетранспортёр преодолевает с помощью индивидуального плавсредства, движителем служат гусеницы. На БТР имеются прибор ночного видения и фильтровентиляционная установка.

На базе бронетранспортёра «Троуджен» созданы командно-штабная машина, самоходная пусковая установка ПТУРС «Свингфайр», самоходный миномёт, ремонтно-эвакуационная машина, транспортная и санитарная машины, а также 105-мм самоходная пушка «Аббот».

Другим средством переброски английской пехоты служит колёсный бронетранспортёр «Сарацин», все еще состоящий на вооружении сухопутных войск Великобритании (см. цветную вклейку). Кроме того, он предназначен для использования в качестве командно-штабной машины.

Этот бронетранспортёр (6X6) имеет сварной лёгкобронированный корпус, на котором установлена вращающаяся башенка с 7,62-мм пулемётом. В передней части корпуса размещён восьмицилиндровый однорядный карбюраторный двигатель В80Мк6А фирмы «Роллс-Ройс». В силовую передачу входят: гидромуфта, механическая пятиступенчатая коробка передач, раздаточная коробка, дифференциал, карданная и понижающая передачи. Подвеска независимая, с продольным торсионом, телескопическими амортизаторами и резиновыми ограничителями. Рулевое управление и привод тормозов снабжены гидравлическими сервоусилителями.

На бронетранспортёре можно перевозить до десяти человек (не считая экипажа). Для внешней связи имеется радиостанция.

В Великобритании наряду с созданием боевых бронированных машин уделяется значительное внимание разработке транспортных машин для перевозки личного состава и грузов. Так, в 1966 году в войска поступил плавающий многоцелевой шестиколёсный автомобиль F.V.622 «Столвэт» — высокопроходимая машина большой грузоподъёмности. При создании этого автомобиля были использованы узлы и агрегаты бронетранспортёра «Сарацин». Восьмицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 220 л. с. обеспечивает движение с максимальной скоростью 64 км/ч. Запас хода по дорогам 640 км. При движении на плаву (скорость 9 км/ч) используются два водометных движителя. Рулевое управление снабжено гидроусилителем для одновременного поворота колёс передней и средней осей. Подвеска всех колёс независимая, рычажно-торсионная, с двумя телескопическими амортизаторами на каждое колесо. На автомобиле «Столвэт» можно перевозить до 35 человек личного состава и буксировать прицеп весом около 10 т.

Иностранные специалисты считают, что сухопутные поиска Великобритании оснащены разнообразной бронетанковой техникой, которая обеспечит ведение современных боевых действий. Совершенствование этой техники идет по пути модернизации существующих и создания новых образцов.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.