Не считаясь с важными позитивными сдвигами в международных отношениях, которые произошли на мировой арене за последние годы благодаря миролюбивой внешнеполитической деятельности Советского Союза и братских социалистических стран, милитаристские круги Италии продолжают ратовать за усиление гонки вооружений и дальнейшее наращивание военно-экономического потенциала страны.

Уже сейчас имеет развитую военную промышленность, которая может обеспечить потребности национальных вооружённых сил почти во всех видах вооружения. По масштабам военного производства страна занимает четвёртое место среди капиталистических государств Европы.

Одной из наиболее развитых отраслей итальянской военной промышленности является авиаракетостроение, на долю которого приходится до 60% всего стоимостного объема военного производства. В этой отрасли занято примерно 30 тыс. человек.

В настоящее время значительная часть авиационной техники производится по иностранным лицензиям. Так, по американским лицензиям осуществляется серийный выпуск истребителей F-104S , вертолётов СН-47С , SH-3D , AH-1G «Кобра», NH-300, NH-500 и других. ОднакО в последние годы намечается тенденция перехода к разработке и производству авиационной техники совместно с зарубежными фирмами. Например, компания «Аэриталия» заключила в 1973 году соглашение с американской фирмой «Локхид эркрафт» о создании истребителя F-204 («Лансер») на базе истребителя F-101S «Вуду». Компании «Агуста» (Италия) и «Мессершмитт—Бельков-Блом» () создали консорциум по разработке и строительству вертолётов. Практически все ведущие авиационные фирмы Италии участвуют в межгосударственной программе разработки истребителя .

Из образцов авиационной техники, созданных национальными фирмами, итальянская промышленность производит сейчас истребители G91Y, учебно-тренировочные самолёты G.91T1, военно-транспортные самолёты G.222, лёгкие самолёты АМ-3С и М-1019, учебно тренировочные самолёты MB-326 и SF-260 и другие.

Производственные мощности авиационных предприятий, на которых работает около 18 тыс. человек, позволяют вытекать до 30 самолётов и вертолётов в месяц. Однако из-за отсутствия заказов эти мощности используются далеко не полностью.

В производстве и разработке авиаракетном техники участвует около 80 фирм. При этом более 90% всей продукции выпускается несколькими наиболее крупными компаниями: в самолётостроении — «Аэриталия», «Аэрмакки» и «СИАИ-Маркетти», вертолётостроении — «Агуста» и «Нарди», авиадвигателестроении — «Фиат-авио» и «Альфа-Ромео», в производстве ракетного оружия — «СНИА-Вискоза», «Селения», «Систел», «Бреда мекканика Брешиана», «ОТО Мелара».

«Аэриталия» — самое крупное авиастроительное объединение страны, которое включает предприятия авиационного отделения «Фиат» (за исключением двигателестроительных заводов), и фирм «Аэрфер» и «Сальмойраги». Её заводы находятся в Турине и его пригородах (Казелле Норд и Казелле Суд), Неаполе (Помильяно д’Арко и Канодикини) и Милане (Нервиано), а конструкторское бюро — в Арцано (Неаполь). На них занято более 9 тыс. человек.

На предприятии в Казелле Норд осуществляется окончательная сборка истребителей F-101S, G.91Y, учебно-тренировочных самолётов G.91T1 и военно-транспортных самолётов G.222. Здесь же изготовляется самолётное радиоэлектронное оборудование. На заводе в Казелле Суд производится ремонт и техническое обслуживание самолётов G.91 и F-104. Авиационный завод в Турине имеет проектно-конструкторское бюро объединения, испытательные лаборатории и цеха по производству отдельных деталей и узлов самолётов.

Предприятие в Помильячо д’Арко занимается сборкой лёгких самолётов, изготовлением деталей и узлов для истребителей F-104S (крылья, хвостовое оперение, топливные баки), деталей для самолётов ПЛО Бреге 1150 и военно-транспортных самолётов G.222, а также элементов конструкции крыла для истребителя «Панавиа-200».

Авиационный завод в Каподикино осуществляет ремонт и техническое обслуживание истребителей G.91 всех вариантов (кроме G.91Y), находящихся на вооружении ВВС Италии, а также самолётов американских ВВС, в том числе всех самолётов 6-го флота .

В настоящее время авиапромышленная компания «Аэриталия» выпускает истребители F-104S по заказам национальных ВВС (205 самолётов) и ВВС Турции (50). Поставки этих самолётов планируется завершить в 1976 году.

Авиационные предприятия указанной компании выполняют также заказы итальянских ВВС на изготовление истребителей G.91Y (75 машин) и учебно-тренировочных самолётов G.91Т1. Первоначально предполагалось закончить их поставки в 1974 году, однако в связи с финансовыми затруднениями выполнение программы задерживается на неопределённый срок.

Кроме того, «Аэриталия» получила заказы на производство 44 военно-транспортных самолётов G.222 для собственных ВВС (поступление в войска ожидается в течение 1975—1979 годов), а также на изготовление лёгких самолётов АМ-3С для итальянских сухопутных войск и на экспорт (заказано 10 самолётов для ВВС ЮАР).

Компания «Аэрмакки» специализируется на проектировании и производстве учебно-тренировочных самолётов. Она имеет два завода, расположенных в районе Варезе, на которых занято около 1300 человек. Компания выпускает лёгкий турбореактивный самолёт МВ-326 различных модификаций: один используется как основной учебно-тренировочный самолёт в ВВС Италии, а другой — лёгкий боевой самолёт в ВВС ЮАР, Бразилии, Австралии (производят по итальянской лицензии), Аргентины и некоторых африканских стран.

«Аэрмакки» совместно с «Аэриталия» разработала и производит легкий многоцелевой самолёт АМ-3С. Кроме того, она принимает участие в выпуске авиационной техники по межгосударственным и двусторонним программам. В частности, на её заводах изготавливаются детали и узлы для самолётов F-104S, G.222 и Бреге 1150 «Атлантик» и т. д.

Фирма «СИАИ-Маркетти» занимается производством лёгких одноместных военных и гражданских самолётов, а также вертолётов. Её заводы (рис. 1 и 2), на которых работает около 1800 человек, находятся в районе Варезе. Сейчас по заказу итальянских ВВС фирма производит самолёты с укороченным взлетом и посадкой SM-1019 (всего планируется поставить 100 машин). Кроме того, она выпускает самолёты SF-260, которые в качестве учебно-тренировочного самолёта состоят на вооружении ВВС Бельгии, Заира, Замбии, Таиланда, Филиппин и Сингапура.

Авиационный завод фирмы «СИАИ-Маркетти»
Рис. 1. Авиационный завод фирмы «СИАИ-Маркетти»

Авиационные фирмы «Пьяджо» (район Генуи), «САКА» (Бриндизи), «Оффичине аэронавали» (Венеция), «Нарди» (Милан) изготавливают отдельные элементы и узлы для истребителей F-104S и G.91Y, учебно-тренировочных н гражданских самолётов.

Цех по сборке самолётов на заводе фирмы «СИАИ-Маркетти»
Рис. 2 Цех по сборке самолётов на заводе фирмы «СИАИ-Маркетти»

Основной итальянской компанией по производству вертолётов является «Агуста». Большинство выпускаемых ею вертолётов производится по лицензии американских фирм «Белл», «Сикорский эркрафт» и «Боинг-Вертол» (АВ-47, -204, -205, -206, -212, SH-3D «Си Кинг», СН-47С «Чинук» и т. д.). Компания разрабатывает и производит также вертолёты собственной конструкции А.101, А.106, А.109 и другие. Более 60% всей продукции, выпускаемой «Агуста», идёт на экспорт. Всего же она построила более 2000 вертолётов. На предприятиях компании и её филиала «Эликоттери Меридионали» занято около 5 тыс. человек. Основной завод компании расположен в Кашина-Коста-Галларате, провинция Варезе (рис. 3).

Вертолётостроительный завод компании «Агуста» в Кашина-Коста-Галларате
Рис. 3. Вертолётостроительный завод компании «Агуста» в Кашина-Коста-Галларате

Компания «Нарди» в последнее время значительно увеличила свои производственные мощности. В настоящее время на предприятии в Милане и на введённых в строй линиях нового комплекса в Порто д’Асколи (провинция Асколи-Пичено) она осуществляет серийный выпуск вертолётов AH-1G, NH-300, NH-500 по лицензии американской фирмы «Хьюз». В производстве этих вертолётов принимают участие также компании «Аэриталия», «Пьяджо», «СИАИ-Маркетти», «Сильвекрафт».

К ведущим авиадвигателестроительным фирмам относятся двигателестроительное отделение «Фиат» (Турин, число рабочих и служащих 2300 человек) и «Альфа Ромео» (Помильяно д’Арко, Неаполь).

Отделение «Фиат» изготавливает двигатели главным образом в сотрудничестве с иностранными компаниями. Его основными военными программами предусматривается: производство двигателей GEJ79-‘19 для истребителей F-104S, «Орфей» — для самолётов G.91R и G.91T1; сборка двигателей GEJ85-13A для самолётов G.91Y, а также разработка ряда узлов двигателя RB.199 для истребителей «Панавна-200» и т. д.

Компания «Альфа Ромео» осуществляет производство, технический осмотр и ремонт авиационных двигателей для военных и гражданских самолётов по национальным и экспортным заказам. Она изготовляет некоторые агрегаты двигателей GEJ79-19, GEJ85-13A, RB.199 и других.

Ракетостроение — это сравнительно новая отрасль итальянской авиаракетной промышленности. В последние годы Италия достигла определённых успехов в создании отечественных образцов ракетной техники, хотя производство по иностранным лицензиям все ещё занимает довольно значительное место.

Одна из ведущих компаний указанной отрасли — «Селения» (заводы в Риме и Неаполе, на них занято более 3000 человек) специализируется на проектировании и изготовлении систем ракетного оружия, радиоэлектронного оборудования, аппаратуры радиосвязи и т. д. Сейчас компания по американским лицензиям выпускает УР и , заканчивает разработку системы ЗУРО ближнего действия «Альбатрос» для итальянских ВМС, проводит НИОКР по созданию системы ЗУРО «Спада», предназначенной для вооружения сухопутных войск, УР «Аспиде» класса «воздух—воздух», а также принимает участие в разработке системы ЗУРО SAM-D.

Фирма «Систол» (Рим) производит разработанные компанией «Контравес Италиана» системы УРО Мк1 и «Си Киллер» Мк2 класса «корабль—корабль», систему ЗУРО , бортовые и наземные системы управления огнём ракетного оружия. Сейчас фирма разрабатывает системы: УРО «Си Киллер» Мк3 класса «корабль—корабль», ЗУРО класса «корабль—воздух», УРО «Аиртос» класса «воздух—корабль»; а также принимает участие в создании системы УРО «Марте» класса «воздух—корабль», ПТУРС «Спарвьеро» и т. д.

Компания «ОТО Мелара» (Специя) совместно с французской фирмой разработала УР класса «корабль—корабль» и приступила к её производству. Помимо этого, она ведёт разработку новой модификации указанной ракеты («Тезео»), участвует в создании системы ЗУРО SAM-D, а также отвечает за ремонт и техническое обслуживание устаревших НУР и новых ракетных систем оперативно-тактического назначения, поступающих на вооружение сухопутных войск Италии. Для собственных ВМС компания осуществляет сборку пусковых установок систем ЗУРО «Террьер» и , изготавливает заряжающее устройство для усовершенствованной системы ЗУРО .

«СНИА Вискоза» выпускает двигатели для УР «Спарроу» и «Си Спарроу», участвует в изготовлении УР «Си Киллер» и ПТУРС «Спарвьеро». Филиал этой компании «СИГМЕ» осуществлял сборку УР «Хок» по западноевропейской межгосударственной программе (было собрано в общей сложности 700 ракет этого типа) и производил ПТУРС «Кобра».

Таким образом, приведенные в статье данные свидетельствуют о том, что военно-политическое руководство Италии, входящей в блок , в планах усиления военной мощи страны значительное место отводит дальнейшему развитию авиаракетной промышленности.

Добавить комментарий