Инфраструктура НАТО

Военная экономика /
Военная инфраструктура, создаваемая в интересах объединённых вооруженных сил агрессивного блока , является одним из важнейших направлении подготовки этим блоком новой войны. В Североатлантическом союзе под инфраструктурой понимается система мероприятий по строительству стационарных сооружений, необходимых для развертывания войск блока, ведения ими боевых действий и обеспечения их повседневной деятельности. К таким сооружениям относятся аэродромы, линии и сети связи, военные трубопроводы, пункты управления, объекты ВМС, навигационные и радиоэлектронные системы, учебные поля и полигоны, стартовые позиции, склады различного назначения и т. д.

В зависимости от масштабов сооружений, их предназначения и системы финансирования строительства военная инфраструктура НАТО подразделяется на совместную, двустороннюю и национальную.

Совместная инфраструктура НАТО, предусматривающая строительство и эксплуатацию наиболее важных и крупных сооружений для обучения и боевого использования объединённых вооруженных сил НАТО, призвана обеспечивать реализацию оперативных планов командования блока.

По программе совместной инфраструктуры созданы аэродромная сеть объединённых ВВС НАТО, система управления силами и средствами ПВО НАТО , сеть военных трубопроводов на европейских ТВД система связи и ряд других объектов.

Строительство таких объектов из-за их сложности и высокой стоимости осуществляется по совместно финансируемым годичным и перспективным программам.

По признанию руководства блока, этому виду инфраструктуры присущи серьезные недостатки. В частности, при определении доли участия стран НАТО в финансировании программ инфраструктуры неизбежно возникают определенные трудности. В выгодном положении, как правило, оказываются те страны, на территории которых ведется дорогостоящее военное строительство. В ходе организации строительных работ между странами блока возникает острая борьба за подряды на производство работ.

Существенным недостатком этого вида инфраструктуры считается также удорожание строительства на 10—15% по сравнению со строительством аналогичных объектов по национальным планам. Кроме того, многолетний опыт показывает, что сроки строительства по совместным программам инфраструктуры обычно затягиваются, что объясняется большими затратами времени на их разработку и одобрение проектов, согласование вопросов строительства и заключение контрактов.

Двусторонняя инфраструктура НАТО имеет целью строительство военные объектов в интересах вооружённых сил каких-либо двух заинтересованных государств блока. Это строительство финансируется двумя договаривающимися странами в соответствии с двусторонними соглашениями. Такое строительство чаше всего практикуется на территории , где размещены войска стран НАТО — , Великобритании, Бельгии, Нидерландов и Канады.

Двусторонняя инфраструктура, в основе которой лежит взаимная заинтересованность двух стран, не вызывает значительных организационных трудностей. Масштабы строительства по этому виду инфраструктуры сравнительно небольшие.

Национальная инфраструктура НАТО предполагает строительство военных объектов странами блока на своих территориях и в интересах своих войск, в том числе для переданных и предназначенных для передачи в НАТО частей и соединений. Строительство объектов ведётся на национальные средства. Сооружения, построенные по этому виду инфраструктуры, остаются в национальной собственности стран блока. По планам национальной инфраструктуры создаются аэродромы, военно-морские базы, линии связи, полигоны, командные пункты, казармы, склады, переправы, дороги, зоны заграждений и разрушений и т. д.

Все три вида инфраструктуры в Североатлантическом союзе взаимно дополняют друг друга и направлены на обеспечение инженерно-технического оборудования территорий театров военных действий в интересах объединённых вооруженных сил НАТО. Проводимые в блоке мероприятия в области инфраструктуры отражают общие тенденции строительства объединённых вооруженных сил и направленность военного планирования агрессивного блока НАТО.

Совместная военная инфраструктура, как явление присущее военным блокам империалистических государств, возникла с появлением в Западной Европе после второй мировой воины первой замкнутой военной группировки стран, включавшей Великобританию, Францию, Бельгию, и Люксембург.
Эти страны, подписав 17 марта 1918 года Брюссельский договор образовали Западный союз, на основе которого сначала сложился Североатлантический, а затем Западноевропейский союзы. Они и явились инициаторами проведения ряда совместных военных мероприятий, включая военную инфраструктуру.

Первая программа совместной военной инфраструктуры была разработана в течение 1950 года в рамках Западного союза, когда руководящие органы НАТО находились еще в стадии формирования. В финансировании этой программы приняли участие только подписавшие Брюссельский договор страны. При этом более половины всех расходов взяли на себя и . Общие расходы по первой программе составили примерно 32 млн. фунтов стерлингов.

При формировании объединённых органов Североатлантического союза идея совместной военной инфраструктуры нашла своё выражение в создании в мае 1951 года комитета инфраструктуры НАТО. В его функции входит разработка и реализация ежегодных программ инфраструктуры, а также заключение контрактов с фирмами, контроль за производством работ и приемка готовых сооружений.

Начиная с 1951 года, когда была разработана вторая программа инфраструктуры, мероприятия в области инженерно-технического оборудовання территорий в военных целях стали проводиться в рамках НАТО. В финансировании второй программы инфраструктуры приняли участие все страны блока, исключая Исландию, которая не участвует в мероприятиях по инфраструктуре, и ФРГ, не входившую в то время ни в Западный, ни в Североатлантический союзы. Участие последней в финансировании военной инфраструктуры начинается с VIII программы, разработанной в 1957 году.

В ходе выполнения II и разработки III программы в июне 1952 года был создан еще один орган — комитет финансирования и развития инфраструктуры. Этот комитет ведает общими фондами на проекты инфраструктуры, разрабатывает финансовые сметы, осуществляет контроль за строительством, а также готовит рекомендации о долевом участии стран НАТО в совместном строительстве.

До 1954 года строительство велось по годичным программам, а затем в НАТО стали разрабатываться перспективные планы.

Всего с 1950 года и по настоящее время в НАТО разработано двадцать пять годичных программ инфраструктуры. В связи с выходом из военной организации НАТО Франция с восемнадцатой программы в финансировании инфраструктуры в целом не участвует и ограничивается взносами в строительство лишь отдельных объектов. В ходе реализации программ инфраструктуры израсходовано, по неполным данным, около 2 млрд. расчетных единиц по инфраструктуре.

Определение доли участия стран НАТО в финансировании годичных программ производится ежегодно, начиная с конца 1951 года, когда были распределены в совете НАТО расходы по второй программе инфраструктуры. Что касается окончательных расчетов, то они производились периодически.

В связи с тем что все страны Западноевропейского союза, положившие начало совместно финансируемой военной инфраструктуре, влились в НАТО и образовали в ней ядро так называемой Еврогруппы, которая до сих пор играет в блоке ведущую роль в области инфраструктуры, первая программа также считается программой НАТО.

Основная часть расходов на инфраструктуру приходится на ведущие страны НАТО; вклады малых стран блока незначительны и их размеры практически не меняются, доля участия США в финансировании инфраструктуры постепенно сокращается, что соответствует стремлению руководящих кругов Соединенных Штатов переложить бремя военных расходов на европейские страны НАТО; значительная доля расходов приходится на страны Западноевропейского союза. При этом вклад ФРГ в финансирование инфраструктуры неуклонно возрастает и составляет в настоящее время 26% всех расходов.

При разработке планов и программ инфраструктуры ведущая роль принадлежит военному руководству блока. Исходя из оперативной необходимости и учета предложений и пожеланий, командования НАТО на ТВД и верховные главные командования блока вносят предложения о строительстве конкретных объектов. После разработки тактико-технических требований к сооружениям командования НАТО направляют свои рекомендации на рассмотрение соответствующих национальных органов стран блока. Затем проекты перерабатываются с учетом предложений стран НАТО и устанавливаются сроки и очередность производства работ. Финансовые и технические аспекты проекта изучаются комитетом инфраструктуры совместно с международным объединённым штабом. Одновременно военный комитет НАТО определяет целесообразность строительства с военной точки зрения. Окончательный вариант плана представляется на утверждение верховного главнокомандующего НАТО на театре войны. После утверждении планы направляются на рассмотрение совета НАТО, который выносит окончательное решение. В ходе выполнения строительных работ командование блока совместно с комитетом по инфраструктуре следит за производством работ, инспектирует строящиеся объекты и принимает готовые сооружения.

Специалисты НАТО выделяют несколько этапов осуществлении программ инфраструктуры.

В период с 1951 по 1956 год (I — VII программы инфраструктуры), когда командование НАТО основную ставку делало на авиацию как главную ударную мощь объединённых вооруженных сил блока, велось интенсивное строительство военных аэродромов. В этот период на инфраструктуру было израсходовано 653 млн. фунтов стерлингов, из которых около 50% пошло на финансирование строительства аэродромов. Остальные средства были вложены в строительство военных трубопроводов, объектов связи и навигации, пунктов управления военного времени и радиолокационных станций.

С началом ядерного вооружения войск блока в период с 1957 по 1960 года (VIII — XI программы) основное внимание уделялось строительству ракетных стартовых позиции и пунктов складирования ядерных боеприпасов. Расходы на инфраструктуру в этот период оцениваются в 304 млн. фунтов стерлингов. Примерно 1/3 этой суммы была израсходована на строительство стартовых позиций и пунктов складирования ядерных боеприпасов. Одновременно продолжались работы по строительству аэродромов, военных трубопроводов, пунктов управления, навигационных объектов и радиолокационных станций.

В последующий период с 1961 по 1964 год (XII — XV программы) около половины средств выделялось на строительство объектов системы управления силами и средства на ПВО НАТО «Нейдж». В этот период продолжалось строительство стартовых позиций, пунктов складирования ядерных боеприпасов и аэродромов. Количество средств на строительство трубопроводов, пунктов управления, навигационных объектов, радиолокационных станций и сооружений связи было значительно сокращено. Расходы на выполнение XII — XV программ составляли 250 млн. фунтов стерлингов.

В ходе первого пятилетнего плана (1965 — 1969 годы), включавшего XVI — XX годовые программы инфраструктуры, значительное внимание уделялось строительству системы управления силами и средствами ПВО НАТО «Нейдж», дооборудованию имеющихся аэродромов, совершенствованию системы связи и сети военных трубопроводов. Расходы на эти цели за первый пятилетний план оцениваются натовским руководством в 635 млн. долларов.

Последний пятилетний план, который разработан на 1970 — 1974 годы, включает XXI — XXV программы инфраструктуры, является планом дальнейшею развития и совершенствования уже созданных объектов и сооружений. Общая сумма израсходованных средств по этому плану в печати пока не сообщается.

За 25 лет строительства по совместно финансируемым программам инфраструктуры в интересах объединённых вооруженных сил НАТО создано большое количество объектов и сооружений, основными из которых являются:

  • аэродромная сеть, включающая 220 аэродромов, стоимость строительства и оборудования которой составила 448 млн. расчетных единиц по инфраструктуре. По оценочным данным НАТО, созданная аэродромная сеть допускает одновременное базирование более 500 эскадрилий объединённых ВВС блока;
  • система связи, состоящая из наземных, подземных и подводных кабельных линий, а также радионаправлений общей протяженностью 10000 км, представляет собой глобальную сеть связи объединённых вооруженных сил НАТО. Стоимость строительства этой системы связи 219 млн. расчетных единиц по инфраструктуре;
  • сеть военных трубопроводов протяженностью 10 тыс. км с общей емкостью складов 2 млн. кубометров позволяет, как сообщается в иностранной печати, подавать горючее на европейских ТВД до тыловых районов армейских корпусов и примерно на 100 аэродромов. На строительство этих объектов израсходовано 188 млн. расчетных единиц по инфраструктуре;
  • система объектов ВМС стран НАТО, включающая военно-морские базы, средства навигации и другие сооружения, по мнению зарубежных специалистов, обеспечивает базирование и деятельность ВМС стран блока. Она обошлась странам НАТО в 104 млн. расчетных единиц по инфраструктуре;
  • сеть радиолокационных станций обнаружения, стоимость строительства которой составила 38 млн. расчетных единиц по инфраструктуре, прикрывает всю зону ответственности командования НАТО;
  • система управления силами и средствами ПВО НАТО «Нейдж», развернутая на территориях Норвегии, Дании, ФРГ, Нидерландов, Бельгии, Франции, Италии, Греции и Турции, состоит из радиолокационных станций, ЭВМ электронных средств передачи чайных и командных пунктов. На ее строительство израсходовано 119 млн. расчетных единиц по инфраструктуре;
  • пункты складирования американских ядерных боеприпасов, предназначенных для рассредоточенного хранения боеприпасов на территориях ряда стран блока, представляют собой оборудованные в инженерном отношении стационарные сооружения. Стоимость строительства этих объектов оценивается в 36 млн. расчетных единиц по инФратруктуре;
  • стартовые позиции ракет УР , ЗУР и , строительство которых обошлось странам НАТО в 89 млн. расчетных единиц по инфраструктуре, считаются специалистами НАТО современными и наиболее важными элементами инженерно-технического оборудования территории стран блока;
  • прочие военные объекты инфраструктуры, включающие пункты управления военного времени, полигоны, транспортные сооружения, объекты учебного назначения и другие, строились в интересах решения частных и, как правило, специфических задач. На их строительство было израсходован 131 млн. расчетных единиц по инфраструктуре.

Однако средства на программы инфраструктуры расходуются не только на строительство объектов. Различные расходы, связанные с разработкой планов и программ, а также эксплуатацией готовых объектов, составили в НАТО за 25 лет 556 млн. расчетных единиц по инфраструктуре. Например, содержание агентства по эксплуатации сети трубопроводов на Центрально-Европейском ТВД, в котором занято 1000 рабочих и служащих, обходится НАТО в 5 млн. долларов в год. Из бюджета инфраструктуры также оплачивается эксплуатация системы связи «Айс хай» и системы «Нейдж».

Инфраструктура в целом, как мероприятие командования Севоро-атлантического блока, рассчитана на повышение боеготовности и боеспособности объединённых вооруженных сил НАТО и свидетельствует об агрессивном характере военных приготовлений этого блока, направленных прежде всего против Советского Союза и других социалистических стран.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.