Командования ВВС ряда капиталистических стран, и прежде всего , уделяют большое внимание подготовке тактической авиации, считая ее одним из важных средств достижения своих агрессивных целей в будущей войне. Для этого они выделяют крупные суммы на создание новых истребителей и обучение летного состава с учетом опыта прошедших локальных войн.

По мнению иностранных специалистов, одной из основных задач тактической авиации является завоевание превосходства в воздухе, достигаемое за счет вывода из строя аэродромов и самолётов на них, подавления средств ПСО, а также уничтожения самолётов противника в воздушном бою, который в современных условиях характеризуется скоротечностью, быстрой сменой обстановки, применением управляемых ракет. Пространство, в котором ведется бой, значительно расширилось. Все это привело к изменению тактики воздушного боя и усложнили методику подготовки летного состава.

Обобщая опыт действий авиации во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, иностранные военные специалисты пришли к выводу, что исход воздушного боя во многом зависит от его обеспечения и всесторонней подготовки к нему. Особенно большое влияние па успех современного боя оказывают планирование действий экипажей, организация взаимодействия групп различного тактического назначения и управлений ими с земли.

Планирование воздушного боя, как считают иностранные военные специалисты, является одним из основных элементов подготовки экипажей к выполнению задач. Заранее продуманный план определяет действия летчика с момента взлета самолёта и до его посадки. При его составлении учитываются многие факторы, и прежде всего возможная тактика действий противника, воздушная обстановка, соотношение сил, вооружение самолётов и т. п. Как правило, летчики зарубежных стран стараются строго придерживаться намеченных планов. Например, израильские летчики не вступали в бой, если события развивались не так, как они предполагали.

Bмecтe с тем некоторые иностранные специалисты полагают, что точно спланировать воздушный бой от начала до конца нельзя. Можно только рассчитать маршруты полета, рубежи возможной встречи с противником, а при групповом воздушном бое последовательность действий и взаимодействие отдельных групп различного тактического назначения. Динамика боя, указывают они, якобы не поддается планированию, поэтому большое значение будет иметь тактическое мышление командиров и летчиков. В связи с этим выработке такого мышления у летчиков уделяется первостепенное внимание. Для этого во время учебных тренировок в воздухе создают различную обстановку. В США, например, летчика обязывают провести воздушные бои с экипажами самолётов различных типов, характеристики которых близки к характеристикам современных самолётов вероятного противника.

Большое место в планировании занимает выбор тактики воздушного боя, который, по мнению зарубежных военных специалистов, производится главным образом на основе сравнения боевых возможностей истребителей, и прежде всего их маневренных характеристик (время разгона, радиус и скорость разворота по высотам), а также зон поражения огнём пушек и ракет. Избыток тяги считается решающим в способности самолёта разгоняться до заданной скорости и одновременно показателем уровней ускорений и скороподъемности. Исходя из этих и некоторых других показателей выявляются положительные и отрицательные стороны «поведения» самолётов в бою.

Такой подход к выбору тактики действий самолётов, судя по сообщениям иностранной печати, применяли израильские летчики. В этих целях они тщательно изучали боевые возможности своих истребителей F-4E 2 и 3С и разрабатывали конкретные варианты их использования в различной обстановке. Они пришли к выводу, что самолёт «Фантом» имеет лучшие, чем истребитель «Мираж», характеристики разгона, его оружие способно поражать цель в более широкой зоне по азимуту и углу места. Истребитель же «Мираж», уступая самолёту «Фантом» в тяговооруженности, обладает меньшей нагрузкой на крыло и поэтому превосходит его в маневренности.

Для самолёта «Фантом» выгоднее считалась наступательная тактика с пуском ракет, когда летчик применял «серию прямых атак с отрывом от противника». Расчеты делались на первую неожиданную атаку. Энергичные маневры выполнились только до высоты примерно 5000 м., так как с дальнейшим подъемом из-за малой плотности воздуха осуществлять такие маневры не удавалось. Эту особенность самолёта учитывали и американские летчики во Вьетнаме. Швейцарский журнал «Интеравиа» писал, что экипажи самолётов «Фантом» вели там воздушные бои на высотах ниже 4500 м. и на скоростях М=0,8—1,1.

Иностранные летчики подчеркивали, что высокая тяговооружённость самолётов «Фантом» позволяла летчику в случае необходимости сближаться с воздушной целью, то есть контролировать расстояние до нее. Переход к длительному маневрированию для занятия выгодного положения по отношению к уклоняющемуся от боя противнику был для «Фантома» «противопоказан», так как он быстро терял энергию на форсированном развороте, угловая скорость которого зависела от нагрузки на крыло, а не от тяговооруженности.

Самолёт «Мираж» хорошо зарекомендовал себя в ближнем маневренном бою, когда нужно перехватить инициативу после размыкания и «затягивания» противника в вираж или нисходящую спираль (рис. 1). В таком бою ухудшаются условия применения управляемых ракет, имеющих ограничения по перегрузке. Поэтому летчики истребителя «Мираж» были обязаны умело пользоваться пушками.

Завязка ближнего маневренного боя самолётами «Мираж» 3СРис. 1. Завязка ближнего маневренного боя самолётами «Мираж» 3С: 1 — начало атаки с задней полусферы; 2 — маневр «дифенсив сплит» — расхождение пары для отражения атаки; 3 — боевой разворот вправо; 4 — разворот со снижением влево (по горизонту); 5 — маневр «сизорс» — ножницы; 6 — атака после применения маневра «хай-спид» — разворота с набором высоты

В воздушном бою вышеуказанные самолёты дополняли друг друга, взаимно компенсируя недостатки. Характерным в этом отношении является их совместное участие в групповых воздушных боях.

Современный групповой воздушный бой, как указывалось в зарубежной печати, разделяется на несколько этапов, при этом в каждом из них основная роль отводится одной из групп специального тактического назначения. Например, израильское командование для ведения группового воздушного боя формировало следующие группы истребителей: ударную, демонстративную, прикрытия и наращивания усилий (резерва). Это вызывалось необходимостью наиболее эффективного применении ракетного оружия.

В иностранной печати сообщались, что в процессе прицельного пуска управляемых ракет должны соблюдаться довольно жесткие условия по дальности и перегрузке. Результативная ракетная атака по маневрирующей цели с близкого расстояния невозможна. Атакующему самолёту при пуске необходимо выдерживать почти прямолинейную траекторию. Чтобы истребители ударной группы сумели выполнить это условие, а противник не смог вовремя заметить летящую ракету и уклониться от атаки, бой обычно завязывала демонстративная группа. Она отвлекала на себя истребители противника (например, путем ложного вторжения в зону обзора РЛС) и не принимала бой, а улетала на свою территорию под защиту наземных средств ПСО.

Имитация лобовой атаки выполнялась, чтобы расчленить боевой порядок противника с последующим уничтоженном ударной группой оторвавшихся от строя одиночных самолётов (рис. 2). Нередко, выполнив свою задачу, демонстративная группа привлекалась для наращивания усилий или для прикрытия ударной группы в воздушном бою. Такие же функции возлагались и на группу резерва. В ударную группу обычно включались самолёты «Фантом», а и группу прикрытия — истребители «Мираж».

Имитация лобовой атаки демонстрационной группой с целью расчленения боевого порядка самолётов противникаРис. 2. Имитация лобовой атаки демонстрационной группой с целью расчленения боевого порядка самолётов противника

Управление израильскими истребителями, как об этом сообщалось в иностранной печати, осуществлялось с наземных командных пунктов, получавших данные о воздушной обстановке с помощью РЛС обнаружения и наведения. Для непосредственного руководства воздушным боем ближе к району боевых действии выдвигались передовые пункты наведения, которым назначались зоны ответственности. Этим органам принадлежала основная роль в координации действий групп различного тактического назначения.

Расчеты КП комплектовались из опытных офицеров, имевших летное образование и хорошо понимающих тактическую обстановку. Оборудование КП включало обзорные планшеты, индикаторы наведения и карту с нанесенными рубежами обнаружения и поражения различных средств ПСО. Положение рубежей постоянно корректировалось на основе данных радиотехнической разведки.

Кроме управления истребителями, в обязанность КП входило: информировать летчиков о действиях противника, вводить в бой резерв, определять момент выхода из боя, следить за остатком топлива самолётов, а также обеспечивать их пролет через зону своей системы ПСО.

Для уточнения воздушной обстановки боевые расчеты КП широко использовали данные радиоперехватов переговоров летчиков противника. Экипажам своих самолётов в случае прекращения связи с КП принимать незапланированные решения не рекомендовалось.

Передовые пункты наведения осуществляли наблюдение за воздушной обстановкой своей зоны и, обнаружив самолёты противника, нацеливали на них истребители «Мираж», которые дежурили на малой высоте вблизи линии фронта. Как только воздушный противник пересекал рубеж ввода в бой истребителей, сразу же давалась команда на включение станции радиопомех, а затем на проведение атаки.

Рассмотренные выше особенности, как считают иностранные военные специалисты, свойственны ближнему маневренному бою, в котором участвуют истребители, оснащенные пушками и ракетами небольшой дальности стрельбы. В настоящее время, судя по сообщениям иностранной печати, за рубежом ведутся исследования по проблеме моделирования дальнего ракетного воздушного боя на ЭВМ. Этот вид боя будут вести самолёты, имеющие РЛС, прицельные системы и УР класса «воздух — воздух», которые позволят обнаруживать цель и поражать ее на больших дальностях.

В таком бою, как полагают, роль планирования и управления истребителями с земли повысится, а деление самолётов на группы различного тактического назначения примет иной характер. Однако и в этом случае может возникнуть ситуация (например, при внезапном появлении самолётов противника), когда у экипажей не хватит времени для подготовки пуска ракет большой дальности. Это приведет к необходимости ведения ближнего маневренного боя.

Таким образом, зарубежные военные специалисты считают, что современный воздушный бой зависит не только от качества боевых самолётов и квалификации летчиков, но и от того, как он обеспечивается в воздухе и с земли. В будущих войнах бой будет вестись как на ближних, так и на дальних дистанциях.

Добавить комментарий