Воздушные перевозки

Военно-воздушные силы /
Программа дальнейшей борьбы за мир и международное сотрудничество, принятая на XXV съезде КПСС, предусматривает углубление разрядки напряжённости и превращение её в необратимый процесс. Но этому противостоят реакционные круги империалистические стран, стремящиеся подорвать происходящий процесс нормализации международных отношении. Это делается для того, чтобы протащить через парламенты рекордные военные бюджеты для финансирования подготовки вооружённых сил к новым агрессивным войнам. Именно в этих целях в последние годы Пентагон проводит в жизнь планы по увеличению возможностей военной транспортной авиации, упорядочению и централизации воздушных перевозок войск.

Американские военные специалисты подсчитали, что в будущей войне для переброски войск и грузов в Европу потребуется почти в два раза больше транспортной авиации, чем имеется в наличии, а если не удастся транспортировать подкрепление по морю, то эти потребности увеличатся в пять раз. Поэтому, как подчеркнул в интервью журналу «Эр форс» американский генерал Браун (председатель комитета начальников Штабов), «расширение стратегических воздушных перебросок — основная забота командовании ВВС и Пентагона в настоящее время».

В декабре 1974 года Пентагон возложил на военно-транспортное авиационное командование (ВТАК) ВВС ответственность за стратегические и тактические воздушные перевозки и передал в его распоряжение все тактические транспортные самолёты.

В результате этого ВТАК получило от тактического авиационного командования ВВС 231 самолёт С-130 и в его состав вошло дополнительно 14000 специалистов. Организационно командование включает теперь 17 эскадрилий стратегической транспортной авиации (самолёты С-5А и С-141А, рис. 1) и 17 эскадрилий тактической транспортной авиации (С-130Е). При объявлении мобилизации ему будут приписаны ещё 13 эскадрилий ВВС национальной гвардии и 24 эскадрильи резерва ВВС, имеющие 340 тактических транспортных самолётов С-130, С-7А и C-123.

Стратегические транспортные самолёты C-5A и С-141A
Рис. 1. Стратегические транспортные самолёты C-5A и С-141A (на переднем плане) ВВС США

Из этих сил на континентальной части США базируются все эскадрильи стратегической транспортной авиации, 80% эскадрилий тактической транспортной авиации регулярных ВВС, а также транспортные авиационные части ВВС национальной гвардии и резерва ВВС.

Во ВТАК имеется 545 тяжёлых и средних военно-транспортных самолётов, в том числе С-5А (74 единицы), С-141 (240) и С-130Е (231). Их основные тактико-технические характеристики приведены в таблице.

Основные тактико-технические данных военно-транспортных самолётов ВВС США

Основные тактико-технические данных военно-транспортных самолётов ВВС США
В случае резкого обострения обстановки или военных действий во ВТАК будут мобилизованы коммерческие широкофюзеляжные транспортные самолёты резерва из состава гражданских авиакомпаний. В настоящее время этот резерв насчитывает 248 таких самолётов. Штаб ВТАК отвечает за порядок их мобилизации и использования.

По мнению иностранных военных специалистов, совместное использование стратегических и тактических транспортных самолётов даёт возможность находить оптимальные варианты их применения и повышает мобильность воздушных перевозок. Для обеспечения военных действий на заморских ТВД стратегические транспортные самолёты С-5А (рис. 2) и С-141 будут брать войска и грузы с тех авиабаз, которые для этого приспособлены. Тактические же самолёты С-130 смогут оперативно доставлять на эти базы материально-техническое имущество, живую силу и технику с других аэродромов.


Загрузка боевой техники на самолёт C-5A
Рис. 2. Загрузка боевой техники на самолёт C-5A

На проводимых учениях для переброски войск с одного ТВД на другой часто создавались смешанные группы транспортных самолётов. Например, в учении (1972 год) для транспортировки из Западной Европы в Норвегию 5000 человек личного состава со штатным вооружением и 6000 т. груза привлекалось восемь самолётов C-5A, 32 С-141, 40 C-130 и десять «Белфаст».

В зарубежной печати перевозки войск подразделяются на стратегические и тактические.

Стратегические перевозки


Они осуществляются по планам командующего ВТАК, разрабатываемым на основе указаний комитета начальников штабов. С их помощью войска и грузы транспортируются обычно с континентальной части США на заморские ТВД или между ТВД.

Судя по сообщениям зарубежной печати, основными задачами стратегических перевозок являются: своевременная доставка живой силы и техники в те районы земного шара, где назревают военные события, затрагивающие интересы страны, транспортировка военных материалов и грузов союзникам в порядке оказания им военной «помощи», обеспечение всем необходимым своих войск и поиск сателлитов для ведения совместных боевых действий на любом ТВД.

Главные направления стратегических перевозок в настоящее время проходят из США в Западную Европу, на Ближний и Дальний Восток. Большое внимание Пентагон уделяет перевозке войск и грузов на Центрально-Европейский ТВД, который считается главным плацдармом нападения на страны социалистического содружества. Согласно концепции «двойного базирования» американское командование, начиная с 1969 года, проводит здесь учения под кодовым названием , задача которых состоит в передислокации 1 мд (без одной бригады) и четырёх авиационных эскадрилий тактических истребителей с континентальной части США в . Личный состав перебрасывается с лёгким вооружением, так как тяжёлая боевая техника и вооружение законсервированы на складах в Западной Европе.

Во время учения «Рефорджер» 3 маршруты полёта стратегических транспортных самолётов проходили через авиабазу Довер (штат Делавэр) или Мак-Гвайр (штат Нью-Джерси). На них самолёты дозаправлялись топливом и далее без посадки летели в ФРГ через Нью-Фаундленд, Великобританию и Бельгию или через Азорские о-ва, Ла-Манш и Бельгию. На учении «Рефорджер» 5 самолёты С-5А сделали 11, а С-141 — 110 рейсов и перевезли 11 000 человек личного состава и 10 000 т. грузов 1 мд. Продолжительность полёта самолётов через Атлантический океан составляла около 10 ч. Американское командование считает, что в течение 2-3 сут. можно перебросить по воздуху из США в Европу личный состав двух дивизий с лёгким вооружением. В критических ситуациях оно намеревается использовать средние транспортные самолёты C-130E, Каждый такой самолёт способен транспортировать из США в Европу 11 т груза.

Опыт воздушных перебросок в Юго-Восточную Азию командование США накопило во время агрессивной войны во Вьетнаме в 1961-1973 годах.

Перевозки проводились по двум тихоокеанским маршрутам: северному (через Аляску и Японию) и центральному (через Гавайские о-ва и Филиппины). Продолжительность полёта самолётов С-141 по северному маршруту (протяжённость 15750 км) с двумя промежуточными посадками по 2 ч для дозаправки топливом составляла около 27 ч, а по центральному (16850 км) с учётом трёх промежуточных посадок для дозаправки — 30 ч.

В зарубежной печати сообщалось, например, что для переброски по воздуху 101-й воздушно-десантной дивизии из США в Южный Вьетнам в ходе операций «Игл траст» (декабрь 1968 года) потребовалось 307 вылетов самолётов С-141 и 22 вылета С-130.

В войне на Ближнем Востоке в октябре 1973 года самолёты С-5A и С-141 доставили из США в 22 300 т. различных грузов. Они дозаправлялись топливом на Азорских о-вах.

В ходе выполнения стратегических перебросок, особенно во время локальной войны 1973 года на Ближнем Востоке, американское командование выявило существенные недостатки транспортных самолётов — малый радиус их действия и недостаточную габаритность грузовых кабин. Из-за того что этим самолётам приходилось летать на большие дальности, они загружались не полностью. Поэтому в последние годы принимаются меры по устранению указанных недостатков.

Для увеличения радиуса действия экипажи самолётов С-5А в настоящее время осваивают дозаправку в воздухе, а на самолёты С-141 планируется установить системы такой дозаправки. По мнению американских специалистов, увеличение радиуса действия самолётов позволяет отказаться от посадок их на промежуточных аэродромах и от дозаправок на аэродромах назначения, что особенно важно в военное время.

Тактические воздушные перевозки на ТВД


Оперативным органом по руководству ими является центр управления воздушными перевозками, который создастся при центре управления тактической авиацией. В своей деятельности он опирается на работу выделенных им групп управления воздушными перевозками на аэродромах и тесным образом взаимодействует с соответствующими органами тыла сухопутных войск.

Количество транспортной авиации для воздушных перебросок определяется главнокомандующим вооружёнными силами на ТВД. Выделенные силы распределяются центром управления воздушными перевозками для удовлетворения плановых и неплановых заявок сухопутных войск. Это распределение происходит согласно оперативным планам и решениям командующих, принимаемым ими в процессе боевых действий.

Как подчёркивалось в иностранной печати, задачи транспортной авиации на ТВД очень разнообразны. В число их, в частности, входит обеспечение войск материально-техническим имуществом, боеприпасами, оружием, подвоз подкреплений, переброска живой силы и техники в целях маневра и создания новых группировок, эвакуация окружённых частей и подразделений, а также раненых и больных. Тактические транспортные самолёты могут привлекаться и для выброски десантов.

По данным зарубежной печати, организация воздушных перевозок на ТВД во многом зависит от характера театра (географического положения, рельефа местности, состояния сети автомобильных н железных дорог), состава группировок войск, объёма и важности решаемых ими задач. Например, во время войны в Индокитае, где сеть железных и автомобильных дорог была разрушена и активно действовали патриотические силы, на долю транспортных самолётов (С-130, С-123) и армейских вертолётов (CH-47) приходилось более 70% всех перевозок войск и грузов.

Снабжение и пополнение сухопутных войск происходило по следующей схеме: стратегические транспортные самолёты прибывали из США на крупные авиабазы, такие, как Тан-Сон-Нхат или Бьен-Хоа, отсюда доставленные войска и грузы на тактических транспортных самолётах перебрасывались на передовые аэродромы, а с них вертолётами в районы боевых действий.

Интенсивность действия тактической транспортной авиации внутри ТВД была в отдельные периоды весьма высокой. Это убедительно иллюстрируется примерами, взятыми из зарубежной печати, которые приводятся ниже.

Весной 1966 года транспортные самолёты и вертолёты в интересах 1-й пехотной дивизии США перебрасывали за сутки около 424 т грузов. В период 1967-1968 годов с авиабазы Тан-Сон-Нхат (район Сайгона) в отдельные сутки делалось до 750 вылетов транспортных самолётов и вертолётов. Интенсивность действия американской транспортной авиации во Вьетнаме достигла максимума в марте 1968 года во время наступления войск НВСО, когда в сутки часто приходилось совершать до 1200 вылетов.

Незначительные протяжённости маршрутов полёта (от нескольких десятков до нескольких сотен километров) создавали благоприятные условия для максимальной загрузки самолётов при использовании их с подготовленных аэродромов. Но иногда авиация действовала с неподготовленных или коротких ВПП, и в этом случае она брала на борт меньше груза (на самолёт С-130 загружалось только 8-10 т).

Однако к опыту организации воздушных перевозок, полученному в Индокитае, американские специалисты отнеслись критически. Они считают, что на европейских ТВД условия воздушных перевозок будут иными. Здесь боевые действия сухопутных войск будут отличаться маневренностью и скоротечностью, войска с обеих сторон понесут большие потерн, противник примет все меры, чтобы вывести из строя наземные и морские коммуникации. Как отмечает зарубежная печать, несмотря на то, что в Западной Европе развиты все виды транспорта, командование вооружённых сил США планирует максимально использовать транспортную авиацию для обеспечения сухопутных войск и приблизить доставку подкреплений и грузов к району боевых действий.

Чтобы расширить возможности действий тактической транспортной авиации, командование ВВС планирует к концу 70-х годов иметь транспортный самолёт, способный совершать посадку и взлёт с коротких и грунтовых ВПП.

Такой самолёт создают две американские фирмы — «Макдоннелл Дуглас» и «Боинг». Их прототипы YC-15 и YC-14 проходят в настоящее время испытания, по результатам которых один из них будет выбран для принятия на вооружение ВВС.

Как сообщалось в иностранной печати, минимально потребная длина ВПП для самолёта YC-15 составляет 600 м, а для С-130 — 1000 м. По оценке американских специалистов, такая длина ВПП позволит командованию расширить в Западной Европе сеть аэродромов базирования самолётов YC-15 на 55-57% по сравнению с самолётами С-130. Кроме того, скорость и грузоподъёмность самолёта YC-I5 соответственно на 30% и 22-25% больше, чем у самолёта С-130.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.