Руководящие круги Североатлантического блока в своих милитаристских приготовлениях делают особый упор на наращивание морской ударной силы, ибо рассматривают ВМС, как важнейший инструмент достижения своих далеко идущих целей. Они считают, как отмечалось в зарубежной печати, что силы современного флота способны решать широкий крут боевых и военно-политических задач, мобильно и гибко действовать в различной обстановке и внезапно применять разнообразные боевые средства, включая стратегическое оружие.

В агрессивных планах военно морским силам отводится важная роль по завоеванию и удержанию господства в районе Соевых действий, нанесению ракетно-ядерных ударов по территории противника, оказанию поддержки сухопутным войскам, проведению десантных операций, обеспечению переброски морем войск, вооружения и предметов материально-технического снабжения. На флот возлагаются также задачи демонстрации силы, проведения блокады побережья иностранных государств для оказания на них военно-политического давления.

В зарубежной прессе подчёркивалось, что задачи ВМС определяются военной доктриной блока и носят ярко выраженный наступательный характер. Они отражают стремление военного руководства НАТО силами флота обеспечить «интересы» империалистического лагеря на океанских и морских ТВД. При этом не скрывается, что ударная мощь ВМС направлена прежде всего против Советского Союза и других стран социалистического содружества.

Известно, что взгляды натовских стратегов на характер современных войн и способы их ведения, на роль и место военно-морских сил в вооружённой борьбе вытекают из официально принятой руководством блока стратегии «гибкого реагирования» и являются определяющим фактором основных направлений в развитии ВМС стран — участниц НАТО. Учитывая это, ведущие государства блока во главе с стремятся создать так называемые «сбалансированные ВМС», в которых в равной мере были бы представлены как стратегические силы, предназначенные для всеобщей ядерной войны, так и силы общего назначения, рассчитанные на ведение локальных войн.

В иностранной печати сообщалось, что эти страны главное внимание уделяют созданию высокоэффективных регулярных сил флота путём строительства новых кораблей, переоборудования существующих и вывода из боевого состава морально устаревших. Общим в развитии западных флотов зарубежные военно морские специалисты считают повышение боевой мощи кораблей и улучшение их тактико-технических характеристик, что достигается оснащением кораблей ракетным оружием различного назначения, атомными энергетическими установками, радиоэлектронной аппаратурой и вычислительной техникой, а также увеличением автономности плавания и скорости хода, особенно в сложных метеорологических условиях. Все это позволило ВМС стран НАТО за последние годы добиться возрастания общей боевой мощи флотов, не увеличивая численности корабельного состава, а в ряде случаев даже сокращая её.

Как известно, на вооружение ВМС основных морских держав поступили атомные подводные лодки, реактивная авиация и ракетно-ядерное оружие. Одновременно потеряли своё былое значение и даже были исключены из боевого состава линейные корабли и линейные крейсера, эскортные и противолодочные авианосцы, что в свою очередь вызвало серьёзные изменения в структуре и направлении развития ведущих зарубежных флотов.

Ниже рассматриваются основные направления строительства ВМС стран — участниц агрессивного блока НАТО.

Соединённые Штаты Америки как наиболее развитое капиталистическое государство занимают в НАТО особое место. Претендуя на господствующее положение в мире, они уделяют большое внимание развитию своего флота. В западной печати сообщалось, что задача американских ВМС состоит в том, чтобы «во взаимодействии с другими видами вооружённых сил утверждать военно-морскую мощь на воде, под водой и в воздухе». Считается, что ВМС как наиболее гибкий инструмент политики США должны принимать участие в современных войнах всех видов. Поэтому характерным для развития американских BMC, является дальнейшее совершенствование атомных ракетных подводных лодок (ПЛАРБ), составляющих один из компонентов наступательных стратегических ракетно-ядерных сил.

С 1969 года командование ВМС выполняет программу перевооружения 31 ПЛАРБ типов и «Джеймс Мэдисон» ракетами С3 (дальность стрельбы 5600 км). К середине 1976 года такое перевооружение прошли 28 ракетных лодок, а оставшиеся три должны были завершить его к началу 1977 года.

Американский флот располагает в настоящее время 41 атомной ракетной подводной лодкой (каждая с 16 баллистическими ракетами). По мнению военного руководства США, их вполне достаточно, чтобы нанести мощный удар по территории противника, однако в Соединённых Штатах продолжается наращивание мощи стратегически сил морского базирования. Судя по сообщениям зарубежной печати, там ведутся работы по созданию новой подводной ракетно-ядерной системы «Трайдент», основу которой составят ПЛАРБ, вооружённые межконтинентальными баллистическими ракетами (дальность стрельбы вдвое больше, чем ракет «Посейдон»). Для ВМС США запланировано построить десять таких лодок (каждая будет вооружена 24 баллистическими ракетами). Строительство головной ПЛАРБ «Огайо» началось в апреле 1976 года. Ввести её в боевой состав предусмотрено в 1978 году; в последующем намечено закладывать ежегодно по две ПЛАРБ с таким расчётом, чтобы завершить постройку последней из этой серии в 1985 году.

Атомные ракетные подводные лодки, обладающие высокой скоростью, манёвренностью, значительной автономностью плавания, мощным вооружением и относительной неуязвимостью, наряду со стратегическими ракетными силами наземного базирования и стратегической авиацией стали в современных условиях главной ударной силой американского империализма.

По мнению иностранных военно-морских специалистов, ВМС США не могут выполнить стоящие перед ними наступательные задачи, не решив проблемы борьбы с подводными лодками противника как важнейшего условия достижения господства на море. Именно этим объясняется то особое внимание в США к развитию многоцелевых атомных подводных лодок (ПЛА), оснащённых торпедным и ракетно-торпедным оружием, которые признаются в настоящее время одним из эффективных средств «противолодочной войны». В различных стадиях строительства находятся 27 высокоскоростных атомных торпедных подводных лодок типа . Головная ПЛА введена в боевой состав флота и пять спущены на воду. В перспективе планируется иметь 90 ПЛА (сейчас в строю 65), исключив из состава флота все дизельные торпедные подводные лодки.

В соответствии с некоторыми изменениями во взглядах на использование атомных торпедных подводных лодок командование ВМС США во второй половине 70-х годов планирует начать строительство ПЛА нового типа, которые, кроме основного противолодочного вооружения, будут иметь крылатые ракеты для борьбы с надводными кораблями.

К ближайшей перспективе развития атомных подводных лодок западные военно-морские специалисты относят увеличение глубины их погружения (сегодня она ограничена лишь верхними слоями Мирового океана, а через два десятилетия возрастёт, считают они, по крайней мере вдвое) и скорости подводного хода (будут иметь решающее преимущество над надводными кораблями). Вместе с тем, утверждают они, нет оснований полагать, что подводные лодки заменят надводные корабли. Последние останутся важнейшей частью американского флота и, как всегда, будут выполнять самые разнообразные наступательные задачи.

Командование ВМС США, рассматривая авианосцы как важный стратегический резерв и основную ударную силу ВМС в ограниченных войнах, продолжает усиливать этот класс кораблей. По мнению руководства Пентагона, для решения возложенных на ВМС задач достаточно иметь 12-14 современных авианосцев. Известно, что США являются единственной капиталистической страной, продолжающей строить крупные авианосцы. Один такой корабль вступил в строй в апреле 1975 года (, рис. 1), а два других находятся в постройке (ввод их в строй намечен на 1977 и 1981 годы соответственно). После чего планируется построить ещё два таких авианосца.

Американский атомный многоцелевой авианосец «Нимитц»
Рис. 1. Американский атомный многоцелевой авианосец «Нимитц»

Командование ВМС разрабатывает новую перспективную программу строительства кораблей этого класса, которые в 80-х годах придут на смену четырём устаревающим авианосцам типа «Форрестол». В иностранной печати отмечалось, что в настоящее время существует несколько проектов атомных авианосцев стандартным водоизмещением 52—63 тыс. т, которые, однако, по своей боевой эффективности значительно уступают ныне строящимся крупным авианосцам. Поэтому вероятна всего, полагают американские специалисты, военно-морское командование будет настаивать на продолжении строительства атомных кораблей типа «Нимитц».

В последнее время в ВМС США, как сообщала иностранная печать, изменились взгляды на использование ударных авианосцев. Была выдвинута концепция использования их в многоцелевом варианте. Большинство ударных авианосцев к настоящему времени переклассифицированы в многоцелевые. В дальнейшем все корабли этого класса, за исключением авианосцев типа , как ожидается, будут многоцелевыми.

Судя по последним сообщениям зарубежной прессы, американский конгресс отклонил программу строительства многоцелевых авианесущих кораблей (Sea Control Ship) ввиду их несовершенства и отсутствия оружия для самообороны. Однако в США разрабатываются новые проекты таких кораблей полным водоизмещением 22 000 и 32000 т, строительство которых планируется в конце 70-х годов.

Наметились некоторые новые направления в развитии эскортных кораблей. Если раньше основное внимание уделялось строительству таких кораблей преимущественно с противолодочным вооружением, то в последнее время явно определилась тенденция к созданию многоцелевых кораблей, оснащённых оружием для борьбы как с подводными лодками, так и с надводными кораблями, самолётами и крылатыми ракетами.

Как сообщает американская печать, введены в строй три атомных крейсера УРО: два типа и один типа , ведётся строительство ещё двух кораблей этого класса, один из которых достраивается на плаву. Атомные крейсеры УРО предназначены для охранения авианосных ударных групп, состоящих только из атомных кораблей (так называемые силы «быстрого реагирования»).

В 1973 году началось строительство эскадренных миноносцев типа «Спрюенс» (30 единиц): четыре корабля введены в строй и 16 находятся в различных стадиях постройки. Завершить строительство намечено на начало 80-х годов.

Началась постройка 50 фрегатов УРО типа FFG7 водоизмещением 3400 т. Головной корабль «Оливер X. Перри» (рис. 2) заложен в конце 1975 года, ввести его в строй намечено в 1977 году, а строительство последнего фрегата из этой серии закончить в 1983 году.

Эскиз американского фрегата УРО «Оливер X. Перри»
Рис 2. Эскиз американского фрегата УРО «Оливер X. Перри»

В последние годы в США, как и в некоторых других капиталистических странах, возросло внимание к малым боевым кораблям, особенно ракетным катерам. Важнейшей предпосылкой к их появлению явилась разработка малогабаритных противокорабельных ракетных систем. В США выполняется программа строительства шести ракетных катеров на подводных крыльях, вооружённых четырьмя пусковыми установками для ракет «Гарпун». Проект катера разрабатывался совместно с другими странами НАТО, чтобы принять его в качестве типового в ВМС стран этого блока. Головной катер введён в строй, два находятся в постройке (один для ВМС ФРГ), а следующие три заложены в 1976 году.

Американское военно-морское командование, учитывая потенциальные возможности кораблей на воздушной подушке, придаёт большое значение их проектированию и строительству. Судя по сообщениям зарубежной печати, в США разработан проект экспериментального корабля на воздушной подушке весом 2200 т. После его всесторонних испытании планируется создавать корабли этого класса весом 3000—4000 т и более (скорость хода до 100 уз), способных выполнять различные боевые задачи.

Существенно обновился в последние годы и корабельный состав амфибийных сил. Все новые десантные корабли и суда имеют скорость хода не менее 20 уз. В настоящее время в постройке находятся четыре универсальных десантных корабля типа (водоизмещение 39 300 т), головной корабль в мае 1976 года передан флоту. Характерными для них являются повышенная десантовместимость и оснащённость быстроходными плавающими высадочными средствами и транспортно-десантными вертолётами, которые позволяют значительно ускорить процесс высадки наземных сил десанта.

Таким образом, основным направлением в дальнейшем наращивании мощи американских ВМС является создание и развитие наступательных средств и в первую очередь носителей ракетно-ядерного оружия — атомных ракетных подводных лодок, атомных многоцелевых авианосцев, десантных и других кораблей. Вместе с тем, судя по сообщениям западной печати, командование ВМС требует также от правительства страны значительного увеличения корабельного состава флота — более чем на 100 единиц за предстоящее десятилетие.

, выйдя из второй мировой войны экономически ослабленной, постепенно попадала под влияние США, а её кораблестроительная программа подчинялась интересам американских ВМС. Английский флот в настоящее время имеет четыре атомные ракетные подводные лодки (оснащены американскими баллистическими ракетами А3). Продолжается строительство ПЛА с торпедным вооружением. Две подводные лодки в серии из шести ПЛА нового типа введены в строй, остальные четыре находятся в постройке, две из них спущены на воду и в ближайшее время будут переданы флоту.

По сообщениям иностранной печати, на английские ВМС командование НАТО наряду с наступательными боевыми задачами возложило задачи по защите морских коммуникаций, в первую очередь связывающих США и Великобританию, а также по осуществлению всех видов обороны в прилегающих к Британским о-вам районах. Поэтому в развитии надводных сил английского флота ведущая роль отводится кораблям охранения и противоминным кораблям. В середине 1973 года заложен противолодочный крейсер водоизмещением около 20000 т. На корабль смогут базироваться пять-шесть самолётов с вертикальным взлётом и посадкой и девять противолодочных вертолётов. Кроме крейсера «Инвинсибл», до 1980 года планируется построить ещё один такой корабль («Илластриес»).

В 1975 году в боевой состав флота введён эскадренный миноносец УРО «Шеффилд» (водоизмещением 3500 т) — головной в серии из восьми кораблей. В различных стадиях постройки находятся восемь фрегатов типа «Амазон», три из которых уже включены в боевой состав флота (полное водоизмещение 2500 т). В начале 1974 года командование ВМС Великобритании выдало заказ на постройку головного фрегата УРО «Бродсуорд» (проект 22) водоизмещением 3800 т. Программой, как сообщается в зарубежной печати, предусмотрено построить 26 таких кораблей. Они заменят фрегаты типа . Английские фирмы продолжают также разработку и строительство ракетных катеров на воздушной подушке амфибийного типа. К достоинствам таких катеров зарубежные военно-морские специалисты относят их высокую скорость хода, возможность базирования на необорудованное побережье, значительно меньшую подверженность опасности поражения минным и торпедным оружием.

В целом строительство ВМС Великобритании идёт по линии создания сбалансированных и оснащённых современными системами оружия и боевой техники сил.

, как известно, потеряла во второй мировой войне почти весь флот. В первые послевоенные годы она получила для своих ВМС корабли американской, английской, немецкой и итальянской постройки, а по мере восстановления собственной экономики начала строительство новых кораблей на национальных верфях. Перед ВМС Франции в рамках НАТО, как сообщала французская печать, были поставлены задачи защиты морских коммуникаций в западной части Средиземного моря, в Бискайском заливе и вдоль Атлантического побережья Марокко. Основу французского флота, по замыслу командования НАТО, должны составлять эскадренные миноносцы, фрегаты и корабли противоминной обороны. Однако после выхода из военной организации блока Франция не только сохраняет в составе ВМС авианосцы, но создаёт подводные лодки со стратегическим ракетным вооружением и приступает к постройке атомных торпедных подводных лодок.

В 1976 году введена в боевой состав четвёртая ПЛАРБ, строительство пятой планируется завершить в 1978 году. Программой развития морских стратегических сил к 1982 году, как отмечается в иностранной печати, предусматривается иметь шесть атомных ракетных подводных лодок (рис. 3). В 1977 году намечено ввести в строй второю из четырёх строящихся дизельных торпедных подводных лодок типа подводным водоизмещением 1790 т. После завершения их строительства во Франции будет заложена большая серия торпедных подводных лодок с атомными энергетическими установками. Они будут иметь водоизмещение до 3000 т. Первая ПЛА, судя по сообщениям французской печати, заложена в конце 1976 года.

Французская атомная ракетная подводная лодка «Редутабль»Рис. 3. Французская атомная ракетная подводная лодка

Ведётся интенсивное строительство и надводных кораблей. К началу 1977 года введены в боевой состав флота два фрегата УРО типа «Авизо» (из 14 запланированных к постройке). Одновременно строились три эскадренных миноносца УРО типа «Жорж Леги» (в серии из 24 кораблей), третий эсминец УРО типа и два десантных корабля.

Итальянский флот к концу войны был почти весь уничтожен, а оставшиеся корабли переданы странам антигитлеровской коалиции. Послевоенное строительство ВМС осуществлялось главным образом при помощи США и Великобритании, а также путём восстановления части оставшихся кораблей и постройки новых крейсеров, эскадренных миноносцев, фрегатов и противоминных кораблей на своих верфях. Особенностью развития итальянского флота является оснащение надводных кораблей ракетным оружием классов «корабль—корабль» и «корабль—воздух», а также вооружение крейсеров, фрегатов и эскадренных миноносцев противолодочными вертолётами.

Значительное внимание в ВМС Италии уделяется строительству ракетных катеров на подводных крыльях типа (разрабатывался в качестве типового катера итальянскими, западногерманскими и американскими фирмами). Катер предназначен для борьбы с надводными кораблями в прибрежных водах европейских стран блока НАТО. В постройке находятся две дизельные торпедные подводные лодки типа «Сауро» (водоизмещением по 1300 т), предусматривается строительство четырёх фрегатов УРО (по 2500 т), а также переоборудование десяти тральщиков в тральщики — искатели мин.

Такое же положение сложилось и в ВМС ФРГ, Дании, Нидерландов, Бельгии и Норвегии. Потеряв в войне почти все корабли, эти страны при помощи США приступили к созданию своих флотов, полностью подчинив их строительство планам НАТО и возложенным на них задачам — ведению наступательных морских операций на северном фланге блока, обороне проливной зоны Балтийского моря и защите коммуникаций в прибрежных районах Северного и Балтийского морей.

Считается, что боевые действия в прибрежных водах при наличии береговых радиолокационных средств, ракетных пусковых установок и самолётов авиационного прикрытия можно вести преимущественно большим количеством малых кораблей. Современные ракетные катера, а также малые подводные, лодки в таких условиях позволяют, по мнению иностранных военных специалистов, с одной стороны, достичь необходимого боевого результата, а с другой — привести к распылению средств противника в борьбе с ними. В связи с этим в составе ВМС упомянутых государств наряду с эскадренными миноносцами и фрегатами значительное место занимают малые боевые корабли и подводные лодки, а также корабли противолодочной обороны и минные заградители.

Характерной чертой развития западногерманского флога в последние годы явилось наращивание темпов строительства подводных лодок и ракетных катеров. К концу 1976 года в регулярном флоте насчитывались 24 подводные лодки, в том числе 18 новых проекта 206 (водоизмещение 600 т), которые предназначены для боевых действий в условиях Северного и Балтийского морей. Введены в состав флота 20 ракетных катеров проекта 148 (водоизмещением 265 т), построенных во Франции, В 1977 году планируется завершить строительство десяти рткетных катеров проекта 143 (по 378 т). По мере ввода их в строй из боевого состава исключаются торпедные катера типа . Ведутся работы по модернизации эскадренных миноносцев типа «Гамбург», в ходе которых корабли оснащаются УР и на них усиливается зенитное вооружение. Принято решение построить 12 фрегатов УРО водоизмещением по 3800 т, на строительство шести из них бундесверу уже выделены денежные средства. Прототипом этих кораблей стал голландский фрегат УРО типа , в разработке которого принимали участие и западногерманские фирмы. Новыми фрегатами УРО в 80-х годах намечается заменять устаревшие эскадренные миноносцы типа и фрегаты типа «Кёльн».

Быстрыми темпами выполняется программа перевооружения датского флота. Её основными направлениями являются:

  • модернизация имеющихся и строительство новых кораблей и катеров;
  • оснащение кораблей современным оружием, в первую очередь противокорабельными и зенитными ракетами.

К 1982 году в ВМС Дании намечено иметь около 60 кораблей и катеров, в том числе шесть подводных лодок, шесть фрегатов, 34 ракетных, торпедных и патрульных катера, вспомогательные суда и суда специального назначения, а также 10—12 вертолётов для поддержки боевых действий надводных кораблей, проведения операций по уничтожению мин и несения патрульной службы.

В настоящее время для ВМС Нидерландов ведётся строительство четырёх фрегатов УРО типа «Стандарт» (в западногерманской печати их называют также «стандартными» фрегатами). Постройку первого корабля планируется завершить в начале 1978 года (рис. 4) Они заменят четыре эскадренных миноносца типа «Холланд». По своим боевым качествам эти корабли являются многоцелевыми и предназначены для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями и средствами воздушного нападения. Они могут использоваться для охранения соединения боевых кораблей и конвоев торговых судов, а также для несения патрульной службы.

Эскиз стандартного фрегата УРО «Кортенаэр» ВМС Нидерландов
Рис. 4. Эскиз стандартного фрегата УРО «Кортенаэр» ВМС Нидерландов

ВМС Бельгии сравнительно небольшие, они состоят в основном из морских и базовых тральщиков, которые входят в объединённые ВМС НАТО. В настоящее время на национальных верфях ведётся строительство четырёх фрегатов УРО типа «Вилинген» (полное водоизмещение 2340 т). Первый из них спущен на воду в конце 1975 года. Завершить строительство всей серии, как отмечается в иностранной печати, планируется к середине 1978 года.

Характерным для норвежского флота считается наличие в его составе большого количества современных боевых кораблей и катеров, построенных в последние 10—15 лет. Среди них значительное место занимают дизельные подводные лодки, ракетные, торпедные и артиллерийские катера, а также минно-тральные корабли. Строительство ВМС Норвегии осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на них командованием НАТО: ведение боевых действий на коммуникациях в Северном и Норвежском морях, оборона побережья, военно-морских баз и портов от морских десантов. Большое внимание в этом плане уделяется развитию и совершенствованию береговой обороны, входящей в состав ВМС, а также кораблей и катеров, предназначенных для постановки и траления мин, охраны нефтегазовых платформ на нефтепромыслах в Северном море, переброски десантных и диверсионных подразделений при ведении боевых действий в шхерных районах.

ВМС Греции и ВМС Турции представлены в основном устаревшими подводными лодками, эскадренными миноносцами и фрегатами английской и американской постройки, противоминными и малыми боевыми кораблями и небольшим количеством минных заградителей. По оценке иностранных военных специалистов, эти корабли способны решать ограниченные противолодочные и минно-тральные задачи в водах, омывающих острова и побережья этих стран.

Программой развития греческих ВМС на 1974—1983 годы запланировано повысить качественный состав флота путём замены устаревших кораблей новыми. За этот период намечено построить 20 кораблей, в том числе: восемь дизельных подводных лодок типа «Глаукос», шесть фрегатов типа «Боствик», пять ракетных катеров типа «Комбаттант» и учебный корабль. Кроме того, предполагается также оснастить эскадренные миноносцы типа «Фемистокл» системами ЗУРО «Альбатрос».

В Турции в последние годы проводятся мероприятия по расширению возможностей национальной судостроительной промышленности, которая позволила бы строить фрегаты, подводные лодки (до 1000 т), ракетные катера, а также десантные корабли типа LCT. С помощью США планируется обновить основной состав турецкого флота, заменил устаревшие эскадренные миноносцы, подводные лодки, базовые тральщики и сторожевые катера более современными кораблями.

Особое место в планах НАТО занимают ВМС Канады, развитие которых полностью подчинено основной задаче — созданию флота для совместных с ВМС США действий по контролю коммуникации в Северной Атлантике.

Судя по сообщениям зарубежной печати, серьёзное влияние на строительство современных флотов оказало развитие вооружения кораблей и подводных лодок, а также совершенствование средств электроники и вычислительной техники. Наряду с постройкой новых кораблей в странах НАТО проводятся широкие исследования в области создания радиотехнических средств поиска, обнаружения и опознавания подводных лодок и надводных кораблей, разрабатывается и совершенствуется ракетное, артиллерийское и минно-торпедное оружие, а также средства связи, навигации и другие.

Суммируя вышеизложенное, можно отметить, что в строительстве ВМС стран—участниц блока НАТО определились следующие тенденции: дальнейшее совершенствование ударных и противолодочных сил, создание кораблей многоцелевого назначения и вооружение их различным ракетным оружием, оснащение кораблей противолодочными и многоцелевыми вертолётами, строительство кораблей и катеров на подводных крыльях и воздушной подушке.

Все это ещё раз свидетельствует о том, что милитаристские круги стран агрессивного блока НАТО, наращивая мощь своих ВМС, активизируют военные приготовления и не намерены считаться с происходящими в мире позитивными изменениями в международной обстановке, достигнутыми прежде всего благодаря огромным усилиям Советского Союза и других стран социалистического содружества.

Добавить комментарий